Исследователи традиций Латинской Америки не перестают задаваться вопросом о том, не является ли языческий праздник коренных народов эквадорской провинции Tungurahua Diablada Pillareña копией боливийского празднества Diablada местности Oruro или это два самостоятельных мероприятия. Мнения разделились, но большинство историков считает, что у них нет какой-либо связи, оба праздника обладают собственными ритуалами и способом проведения. То, в чем они совпадают – дьявол, который является главным действующим лицом этого карнавала.
ЮНЕСКО в 2001 году причислило карнавал Diablada de Oruro Obra Maestra к разряду шедевров нематериального культурного наследия человечества, а 4 января 2009 года Министерство культуры Эквадора объявило празднование Diablada Pillareña культурным наследием этой страны. Rita Díaz, историк Национального института культурного наследия Эквадора (INPC) пояснила, что имеются три самостоятельные гипотезы возникновения этого празднества. Согласно одной из них, фестиваль появился в районе Píllaro, где проживает в основном коренное население, вследствие массовой миграции инков, называемых митимаес (что означает индейцы, пришедшие из одного края в другой), из Боливии или Перу. Вторая гипотеза предполагает, что таким образом аборигены отмечали Новый год в период испанской колонизации, единственный праздник, во время которого им позволялось не работать. Индейцы рядились дьяволами, чтобы выразить свой протест и посмеяться над своими угнетателями. Согласно третьей версии, традиция diablada родилась как попытка мужчин сельских районов Tunguipamba и Marcos Espinel отпугнуть соперников от своих женщин, переодевшись страшилищами. Ни у одной из этих гипотез, добавила Díaz, нет реального исторического подтверждения.
Тем не менее, между двумя карнавалами есть определенное сходство. В Oruro, например, праздник длится 10 дней, в течение которых 50 фольклорных групп, танцуя, проходят 4 км, сопровождаемые толпой жителей и туристов. Основной исполняемый танец называется diablada, также исполнители демонстрируют свое искусство в orenada, suri-sicuris и других народных танцах.
В первый день нового года в городе Píllaro (провинция Tungurahua), расположенном в 25 минутах езды от столицы провинции Ambato, группы танцовщиков в ярких костюмах демонов или животных и страшных масках с рогами продвигаются от своих деревень в сторону центрального парка. Там в окружении зрителей в течение шести дней более 1 500 человек, мужчин и женщин от 8 до 60 лет, исполняют различные танцы.
По мнению эксперта Néstor Bonilla, все же прослеживается определенная связь между эквадорским и боливийским дьявольскими фестивалями – оба они зародились в высокогорье Анд. Однако подоплека Diablada de Oruro религиозная, в то время как карнавал в Píllaro – обычный народный праздник. По словам Bonilla, раньше мероприятие называлось Los Santos Inocentes, но со временем трансформировалось в Diablada. Carlos Quinde, руководитель фольклорного коллектива Tungurahua, сообщил свою версию происхождения этого популярного праздника. По его словам, дьявол как персонаж прибыл в эти края с испанскими колонизаторами, у коренных индейских народов не существовало олицетворения зла. Именно испанцы привнесли в верования аборигенов разделение на добро и зло. Таким образом, теперь для местных жителей дьявол – олицетворение различных форм ненависти и страхов, которые они изгоняют танцами, как делали еще их предки.