Национальный золотовалютный резерв Эквадора снизился более чем на 600 млн за последние недели мая. По официальным данным, запасы национального золота в Международном резерве свободного наличия (RILD) Центрального банка Эквадора (BCE) упали с USD 1 млрд 097,8 млн до USD 493 млн. Куда потрачены USD 604 млн, эквадорские власти предпочитают не комментировать.
На все обращения СМИ, руководство BCE отмалчивается. Согласно же пресс-релизу организации, она реализовала в последние годы (не уточняя, в какие именно), 67 сделок по покупке золота в размере около 5 000 унций на национальном рынке. Кроме того, указывается, что за последний год экспорт золота составил более USD 400 млн и что было осуществлено «вложение золотовалютных резервов в объекты высокой доходности», сроком на 3 года, посредством чего ожидается получение прибыли от USD 16 до 20 млн, в зависимости от международной цены на золото. Вышеуказанный документ, без даты, не уточняет, идет ли речь об операции, на основании которой опустели золотовалютные резервы Эквадора с 23 мая, или о чем-то другом.
За неделю с 16 по 23 мая доля золотовалютных запасов страны сократилась на упомянутые USD 604 млн, в то время как примерно такое же количество (USD 615 млн) прибавилось на инвестиционном счету государства. Этот счет покрывает денежные эмиссии национальной валюты, а также банковские резервы (депозит местных финансовых учреждений).
Эксперт по экономическим вопросам Хайме Каррера, глава Управления фискальной политики, объяснил, что, на фоне отсутствия информации со стороны BCE, можно расценить данные операции как временный кредит, когда средства, вырученные от продажи золота, идут в оборот, с последующей повторной покупкой ценного металла. По его словам, такие операции используются для срочного получения наличных денег.
Проблема, которую видит эксперт, состоит в том, что остающихся USD 526 млн не хватит, чтобы поддерживать во всей совокупности депозиты Национальной сокровищницы, резервы организаций центрального правительства, Института социального обеспечения (IESS), секционных правительств и государственных предприятий, на что, по данным на 23 мая, требуется USD 4 млрд 068,8 млн. Этот дисбаланс усилился с момента долларизации, отметил Каррера, объяснив, что, если бы все государственные организации запросили в BCE деньги со своих резервных счетов, недостача составит USD 3 млрд 542,6 млн. По мнению эксперта, существуют серьезные проблемы наличных денег в государстве, которые подтверждаются подобными операциями, и руководство BCE обязано разъяснить причину подобных золотовалютных перемещений.