Войти

Кровавые разборки в джунглях Эквадора

Кровавые разборки в джунглях ЭквадораЗа несколько дней до того, как исполнился месяц со дня убийства супружеской пары из индейского племени гуарани (huaorani), они же ваорани (waorani, в английской транскрипции, на языке кечуа известные как аука - враги), заколотых копьями предположительно индейцами из дикого племени тароменане (taromenane), известие о новом кровавом нападении потрясло эквадорскую сельву. На этот раз, группа индейцев ваорани атаковала не контактирующее с цивилизацией племя, предположительно, мстя за убийство своих старейшин – Омпоре Омеваи, 70 лети и его жены Буганеи Каига, 64 лет, имевшем место 5 марта. Это убийство до сих пор, без особого успеха, расследует эквадорская прокуратура. Преступление было совершено на тропе в джунглях, которая вела к дому супругов, в месте, известном как Немегуно, неподалеку от селения Ярентаро, в кантоне Агарико амазонской провинции Орельяна.

В полдень среды руководители Организации народа ваорани провинции Пастаса и представители властей провинции Орельяна договорились о создании специальной комиссии для того, чтобы отправиться в нетронутые джунгли Эквадора и подтвердить или опровергнуть гибель аборигенов. С этой целью власти намеревались использовать вертолет, который облетел бы первозданную сельву, где ваорани из селений Дикаро и Ярентаро напали на дикое племя. Никто из руководителей индейцев или представителей власти не может пока с достоверностью подтвердить информацию о нападении, это известно только по неофициальным каналам, через родственников ваорани в провинциях Орельяна и Пастаса.

Согласно неофициальной версии, группа индейцев ваорани атаковала жилище дикого племени, перебив его обитателей и захватив в плен двоих детей, которые доставлены в селение ваорани. Жильберто Ненкимо, вице-президент Ассоциации народа ваорани Эквадора (NAWE), рассказал, что получил эту информацию от своего родственника, одного из членов группы, которая отправилась в непролазные дебри эквадорской Амазонии еще на прошлой неделе, стремясь отомстить за убийство своих старейшин, супругов Омеваи. Эта группа в минувшую пятницу напала на дикое племя тароменане. Сколько было убито аборигенов, неизвестно, предположительно, жертвами 12 взрослых мужчин из племени ваорани стали женщины и подростки тароменане. Две маленькие девочки из этого дикого племени, предположительно, 7 и 8 лет, выжили в бойне и находятся в селении Ярентаро. По словам индейских руководителей, жители Дикаро и Ярентаро просили не вмешиваться в конфликт и не приезжать к ним. Столкновение произошло в нетронутых джунглях в глубине Национального парка Ясуни, предположительно, на реке Типутини, в 80 км к югу от города Кока, столицы провинции Орельяна, но точное место неизвестно. Немного позднее на страничке Министерства внутренних дел в социальной сети Twitter появилась информация, что сотрудники этого учреждения на вертолете на протяжении 6 часов облетали провинцию, чтобы установить место нападения и начать расследование. С высоты 700 метров им удалось заметить две полуразрушенные хижины в гуще сельвы. Приземление вертолета в этой части заповедника крайне затруднительно.

Власти Эквадора опасаются, что эти столкновения спровоцируют новые убийства, как аборигенов, так и жителей близлежащих населенных пунктов возле реки Курарай. Индейские руководители выразили надежду, что их соплеменники и дикие аборигены успокоятся. Конфликты между амазонскими индейцами, обитающими в этой части Эквадора, оставили несколько погибших с 60-ых годов прошлого века.

Эдуардо Пичилинге, глава отдела коллективных прав Центра экономических и общественных прав (CDES), признал, что эта атака ваорани была легко предсказуема, поскольку, согласно традициям амазонских племен, убийство сородича должно быть отмщено. С другой стороны, существует беспокойство в связи с состоянием детей тароменена. Власти предложили, чтобы в селение Ярентаро прибыли медики и обследовали плененных девочек, так как есть опасность того, что малышки, прожившие всю жизнь в первозданных условиях в гуще сельвы и не имея иммунитета, легко могут подхватить какой-нибудь вирус или бактерию от более цивилизованных индейцев-ваорани. Но обследовать их пока трудно: дети не говорят, напуганы незнакомой обстановкой. Кроме того, вмешательству извне и доступу медиков препятствуют довольно агрессивно настроенные ваорани, пояснил Пичилинге.

Этот инцидент доказал, что существует законный вакуум и другие трудности, которые препятствуют прямому участию государства в жизни коренных амазонских сообществ. Полемика связана с тем, что индейцы имеют право на собственное мировоззрение и оценку своих внутренних конфликтов, закрепленное в Конституции Эквадора. Статья 57 гласит: «Государство гарантирует жизнь, уважение самоопределения коренных народов и их желание пребывать в изоляции, обеспечив соблюдение их прав, а нарушение таковых будет считаться этническим геноцидом». Однако, по мнению юридического советника Универсальной комиссии по правам человека (Cedhu) Сесара Дуке, проблема коренится в том, что эквадорское государство не создало норматив, который позволял бы применение подобных гарантий.

По словам Дуке, как ваорани, так и тароменане – жертвы деятельности государства, особенно ввиду постоянного давления и присутствия нефтяных компаний на их исконных территориях. Вполне вероятно, что первое нападение (убийство индейцев ваорани) являлась неким механизмом защиты, протестом против того, что их территория не уважается, против шума, загрязнения, летательных аппаратов, уничтожения лесов. При этом месть – часть традиции и культуры амазонских индейцев, к числу которых относятся и знаменитые «охотники за человеческими головами». Если кто-то пытается навязать свой образ мысли в нашей культуре, это немедленно подвергается критике и называется покушением на права человека, то же самое свойственно коренным народам и национальностям, добавил специалист.

Тем не менее, хотя Эдуардо Пичилинге считает, что ситуация улучшилась, если принимать во внимание бойню 2003 года, когда нецивилизованные народы и их права еще не значились в Конституции Эквадора и существовало меньшее понимание их культуры, все еще нет четкой политики со стороны государства. 26 мая 2003 года 23 женщины и ребенка из племени тароменане погибли в местечке Батабуро, расположенном на границе провинций Пастаса и Орельяна, подвергшись нападению, предположительно, индейцев ваорани. 10 августа 2009 года женщина-ваорани и двое из ее троих детей были заколоты копьями.

Относительно племени тароменане у ученых имеется совсем мало информации. По одной из гипотез, тароменане – группа индейцев ваорани, отделившаяся от остального народа в начале XX века, когда большинство кланов покинули традиционные территории обитания на границе с Перу, чтобы проследовать в верховья рек Ясуни и Типутини. Согласно этой гипотезе, тароменане не последовали на север, а остались в пределах прежних границ. Последующая относительная изолированность от других кланов ваорани привела к потере языка и появлению отличий в культуре. Однако, со временем тароменане, вероятно под давлением нефтяных компаний, продвигающихся в сельву со стороны Перу, были вынуждены мигрировать к северу, где столкнулись с другим диким племенем, тагаери, что в настоящее время приводит к постепенной ассимиляции последних.

На сегодняшний день ваорани имеют право на закреплённую за коренным населением резервацию площадью примерно в 6 125,60 кв. км, частично пересекающуюся с территорией Национального парка Ясуни, что, теоретически, гарантирует неприкосновенность биологической среды. Также правительство Эквадора создало запретную зону в пределах парка от реки Нашино на севере до реки Курарай на юге с тем, чтобы снизить вероятность контакта населения с племенами тагаери и тароменане.

Кровавые разборки в джунглях Эквадора

Кровавые разборки в джунглях Эквадора

Кровавые разборки в джунглях Эквадора

Кровавые разборки в джунглях Эквадора

Рубрика тематического архива:

Вы здесь: