Яростные нападки на правозащитную систему инициированы Эквадором и его союзниками

Яростные нападки на правозащитную систему инициированы Эквадором и его союзникамиБудущее межамериканской системы по правам человека сегодня является основной темой, стоящей перед Организацией американских государств (OEA). Реформы неизбежны, но споры возникают, в основном, вокруг процедурных вопросов.

OEA была создана в 1948 году после подписания Декларации в Боготе (Колумбия) и целью нового континентального объединения являлось, согласно статье 1 документа, достижение мира и правосудия, побуждение укрепления братской солидарности народов, сотрудничества, защита суверенитета государств, их территориальной целостности и независимости. Сегодня, 64 года спустя, далеко ли удалось северным, центральным и южным американцам продвинуться по пути реализации этих намерений? Возможно ли существование OEA на фоне идеологического расслоения американского континента? На 42 встрече министров иностранных дел стран-членов OEA, проходившей на днях в боливийском городе Кочабамба, обсуждалось будущее самого старого регионального объединения континента. И хотя на встрече собрались практически только канцлеры, глава принимающей страны, президент Эво Моралес и приглашенный им Рафаэль Корреа повторили свои предложения относительно реформирования OEA и, особенно, межамериканской системы по защите прав человека и свободы выражения мнения.

Представители стран Боливарианского объединения народов Америки (ALBA), с Эквадором, Боливией, Венесуэлой и Никарагуа во главе, также яростно, как, впрочем, и всегда, критиковали правозащитную систему континента. Эта критика была сфокусирована, главным образом, на одной из двух структур по защите прав человека в OEA: Межамериканской комиссии по правам человека (CIDH). Другой структурой является Межамериканский суд по правам человека (CorteIDH) с резиденцией на Коста-Рике. Оба учреждения обладают автономностью, хотя лидеры стран ALBA настаивают на постоянном вмешательстве со стороны США.

Спустя несколько часов дискуссии, закончившейся без достижения согласия по поводу будущего системы прав человека, во вторник странами OEA была принята резолюция, предложенная группой стран во главе с Мексикой, менее агрессивных, чем социалистические страны блока ALBA. В частности, Постоянному совету при OEA поручено сформулировать предложения относительно будущих реформ, с учетом мнения всех стран-участников. Установлено, кроме того, что в течение ближайших шести месяцев, или, самое позднее, в первом триместре 2013 года эти предложения будут представлены на внеочередной сессии общего собрания стран-членов OEA.

Хотя в Боливии никаких изменений не произошло, ситуация уже является ударом для межамериканской системы по защите прав человека, согласно критерию Хосе Мигель Виванко, исполнительного директора правозащитной организации Human Rights Watch (HRW). В телефонном интервью из Вашингтона, чилиец назвал настоящим откатом в прошлое намерение государств-членов OEA обсудить серию изменений, что, в принципе, было сделано в адрес CIDH в качестве рекомендаций 25 января этого года. Это планирование получило критику со стороны не менее 700 неправительственных организаций, которые считают, что тем самым было бы ослаблена работа CIDH и одной из его восьми специальных структур: докладчиков по теме свободы слова и выражения мнения.

Страны OEA приняли эти рекомендации спустя всего месяц после того, как Рафаэль Корреа осудил значительные искривления, существующие в правозащитной организации континента и особенно в подразделении по защите свободы слова и выражения мнения, которую он обвинил в искажении действительности ввиду того, что финансирование этих организаций на 80 % обеспечивается США и Европейским союзом. По его мнению, именно это является основной причиной того, что CIDH действует против интересов всех стран OEA. Среди рекомендаций, принятых в январе, находится ограничение критериев по принятию ограничительных мер, изменение формы ежегодного отчета, в котором оцениваются все страны региона, ограничение внешнего финансирования.

Однако, в рекомендациях от 25 января сохранялось уважение к независимости Комиссии по правам человека, а то, что произошло в Кочабамба, означает игнорирование этой независимости, начало нового, беспрецедентного этапа в истории OEA, направленного на навязывание насильственных реформ, подчеркнул Виванко. Среди предложений, находится обязательное присоединение всех американских стран к Декларации по правам человека, изменение устава CIDH (в частности, введение обязательной предварительной консультации государств перед тем, как принимать ограничительные меры), пересмотр Комиссией своих критериев при подготовке докладов по странам, нуждающимся в улучшении ситуации вокруг гарантии прав человека.

Генеральный секретарь OEA, чилиец Хосе Мигель Инсульса, высказался в поддержку реформ, хотя подчеркнул, что они не должны ослаблять систему. За несколько дней до встречи в Боливии он заявил, что автономия не означает отказ от диалога, договоренностей и постоянного взаимодействия с демократическими правительствами континента. В этой связи, он подчеркнул, что CIDH – не суд, а следовательно, должна быть более гибкой, выслушивать мнение правительств американских стран и отдавать приоритет процессу дружеских переговоров.

Франсиско Проаньо, бывший представитель Эквадора в OEA и экс-президент Постоянного совета, уверен, что было огромной ошибкой давать старт изменениям, способным, в конечном итоге, ослабить межамериканскую правозащитную систему. Правительства ряда стран чувствуют себя некомфортно, когда их деятельность расследуется, или указывают им на возможность существования нарушений прав человека, заметил он, добавив, что это беспокойство абсурдно само по себе, ибо государство должно гарантировать защиту прав. И тем более глупо пытаться ограничить контроль защиты прав человека, прибегая к такому аргументу, как суверенитет. По мнению аналитика Карлоса Эстарельяс Веласкес, преподавателя Института международного права и бывшего служащего Канцлерства, изменения необходимы, но ради укрепления межамериканской системы, а не ее ослабления. Он считает противоречивым ссылку на экономическую поддержку CIDH со стороны США и, в то же время, отказ ряда стран выплачивать свои взносы в OEA. В частности, за Эквадором числится задолженность со времен правительства Хамиля Мауад (1998-2000 годы). После того, как CIDH выразила в апреле 2011 года меры предосторожности в пользу представителей местных сообществ, выступающих против строительства гидроэлектростанции в Амазонии, власти Бразилии отозвали своего представителя из OEA и отказывались выплачивать, до последних дней 2011 года, свой ежегодный взнос в размере USD 6 млн, что породило проблему наличных денег в организации для выплаты декабрьских зарплат сотрудников.

Есть и другие инициативы, которые отражают расхождения ряда стран с OEA или с самой межамериканской системой. Эквадор выдвинул предложение о создании отдельной инстанции по защите прав человека при Союзе южно-американских наций (Unasur). На прошлой неделе, во время встречи представителей стран Unasur в Кито, был подписан стартовый документ, обсуждение которого войдет в повестку дня предстоящей встречи канцлеров стран блока, которая состоится в августе этого года в Парагвае. После этого документ будет передан на обсуждение глав правительства, встреча которых состоится в ноябре, также в Парагвае. Кроме того, на 42 встрече в Кочабамбе руководство Эквадора, Венесуэлы, Боливии и Никарагуа объявили о своем решении покинуть Межамериканский договора о взаимной помощи (TIAR), инструмент солидарного действия OEA, в случае агрессии в отношении любой из его стран-членов.

Рубрика тематического архива:
© 2009-2024 Эквадор сегодня™ | Ribbek news agency | Ecuador-Quito