Коррупция и взяточничество висят как Дамоклов меч над маленькой южноамериканской страной и, хотя очень мало случаев становится достоянием общественности и доходит до суда, существует множество заявлений против государственных служащих, которые все еще находятся в процессе расследования и ставят под сомнение прозрачность в управлении государственными учреждениями Эквадора. Эта реальность подкреплена международным докладом о прозрачности управления (2011 год), в котором Эквадор занимает седьмое место среди самых коррумпированных стран Латинской Америки. В шкале от 0 (полностью коррумпированные) до 10 (полностью прозрачные), где Сомали квалифицируется как самая продажная страна в мире (1), а Новая Зеландия достигает лидерства (9,5), самыми коррумпированными странами Латинской Америки признаны Венесуэла (1,9), Парагвай (2,2) Никарагуа (2,5), Гондурас и Доминиканская Республика (2,6), Гватемала и Эквадор (2,7), Боливия (2,8).
Но не только на основании оценки международной неправительственной организации можно утверждать о процветании коррупции в Эквадоре. Генеральный государственный инспектор Карлос Полит, недавно переизбранный на новый срок, объявил, что между 2007 и 2012 годами подконтрольное ему учреждение, осуществляющее ревизионные функции, подготовило 8 467 докладов по специальным проверкам и ревизиям. Однако, только в 900 из них высшее эквадорское руководство усмотрело признаки уголовной ответственности. Служащий выразил свою обеспокоенность в связи с бездействием правосудия, потому что государственные контролеры и ранее обнаруживали нарушения в управлении государственными средствами и фондами, но их доклады были отвергнуты и судьи приходили к решению, что состава преступления нет.
С момента прихода к власти действующего правительства Эквадора, заявления о видимых злоупотреблениях и коррупции среди высокопоставленных должностных лиц правящего режима обычно даже не переходят из разряда обычных сигналов, очень немногие дошли до прокуратуры и ни один из власть предержащих так и не был осужден. В Совет гражданского участия и общественного контроля (Cpccs) поступило 4 959 подобных заявлений, из них 2 581 были переданы в упраздненный ныне Национальный секретариат по борьбе с коррупцией (Senacor), 642 – в также уже упраздненную Комиссию по борьбе с коррупцией (CCCC). 310 заявлений было переправлено в Переходный совет по судопроизводству и 1 426 заявлений остаются под сукном членов Cpccs. Эта статистика по состоянию на конец 2011 года. Только по 211 заявлениям расследование было продолжено.
Как указано в отчетном докладе Национального секретариата прозрачности управления (SNTG), внутри системы приема и анализа заявлений и управления расследованиями, 98 % заявлений, поступивших на национальном уровне в 2011 году, были распределены по категориям. Из общего количества 1 412 случаев, 442 были признаны относящимися к компетенции SNTG и 970 – других учреждений. Согласно официальным данным, сотрудники SNTG продолжают работу над 3 500 заявлениями, поступившими в 2008, 2009 и 2010 годах.
Одним из самых громких скандалов, связанных с аппаратом нынешнего правительства, стала история с покупкой машин скорой помощи. К ней оказалась причастной бывший министр здравоохранения Каролин Чанг. В этом случае было доказано откровенное завышение цены на USD 10 000 на каждую из 115 приобретенных за счет государственных средств машин скорой помощи. Несмотря ни на что, судьи заключили, что не было никаких нарушений и дело было прекращено, а государственные средства растаяли в воздухе и были списаны со счетов. Бывший министр Чанг продолжает работу в государственных структурах, будучи назначенной представителем Эквадора во Всемирной организации здравоохранения. Однако, помимо этого откровенного хищения, имеются обвинения в других видимых нарушениях при той же администрации Чанг: чрезмерные платежи за медикаменты и покупки слишком дорогих больничных кроватей. Например, в контракте, подписанном министром с компанией Drager Medical Netherlands BV Zoetermeer, очевидно усматривается наценка, ни много ни мало, в размере USD 20 млн, предназначенных якобы на покупку медицинского оборудования.
Но министр Чанг стала не единственным служащим правительства Рафаэля Корреа, уличенным в коррупции и злоупотреблениях. Родриго Кортес Кастро, бывший начальник отделения Национального банка Фоменто (BNF) в городе Мачачи, был обвинен в фальсификации документов. Согласно докладу SNTG были выявлены нарушения в провинциальном управлении здравоохранения Лоха и государственной больнице Исидро Айора, в частности, при заключении госконтрактов на покупку товаров и приеме на работу персонала. Согласно тому же докладу SNTG, с июля по декабрь 2011 году в 10 653 оперативных мероприятий, проведенных полицейскими комиссариатами, в 85 % были выявлены какие-то нарушения.
Деятельность бывшего министра по благоустройству Хорхе Марун осталась вне политического и уголовного суда, но относительно деятельности этого служащего поступило огромное число заявлений, в которых содержались обвинения в коррупции и нарушениях закона, только по данным непосредственно SNTG Марун уличался в 2010 году в выявленных нарушениях при заключении 43 государственных контрактов. Депутат парламента Гало Лара обвинил этого служащего в том, что тот подписал 23 контракта с очевидно завышенными ценами на работы по строительству и дорожному содержанию, что означало ущерб для государства в сумме более USD 18 млн.
Против бывшего министра сельского хозяйства нынешнего правительства Вальтера Поведа остается обвинение в казнокрадстве, в связи с импортом 39 000 тонн пшеницы из Аргентины, за сумму, превышающую USD 20 млн. Бывший Генеральный прокурор Вашингтон Песантес требовал более одного года назад судебного слушания, намереваясь выдвинуть обвинение против этого бывшего правительственного служащего. Но два раза эти слушания были отменены, последнее – в сентябре 2011 года, по инициативе уже нынешнего Генерального прокурора Гало Чирибога, под тем предлогом, что нет достаточного количества данных для обвинения. В отношении Поведа также имелось 14 предварительных расследований, начатых по заявлению Секретариата прозрачности управления (SNTG). Эти 14 контрактов, предусматривающих проведение строительных работ, были подписаны во время введения чрезвычайного положения в провинции Манаби зимой 2008 года. Среди обнаруженных нарушений – хищение государственных средств и строительство дорог на частных землях, выставленных на продажу.
Одним из первых скандалов администрации Рафаэля Корреа, в мае 2007 года, стал скандал относительно предполагаемых нарушений при переговорах о выкупе государственных облигаций Глобо 2030, в котором был замешан ныне покойный Кинто Пасминьо, тогда министерский советник при министре экономики (ныне канцлере) Рикардо Патиньо. Манипуляции на рынке гособлигаций были расследованы в Генеральной прокуратуре, но это расследование так ничем и не закончилось.
Не менее громкими были и другие случаи откровенной коррупции и разложения в эквадорском правительстве, дошедшие до судебной инстанции:
1. Натурализация кубинцев. Были выявлены несколько случаев получения эквадорского гражданства кубинскими гражданами, при этом имела место подтасовка или фальсификация документов нотариусами Маркосом Диас Каскете и Хулио Ольвера Эспиноза, кантон Гуаякиль.
Согласно расследованию прокуратуры, два нотариуса заверяли заявления о гражданском союзе без присутствия кубинских граждан, которые даже никогда не были в Гуаякиле. Оба государственных служащих были отстранены от занимаемых должностей, а бывшему заместителю министра, участвовавшему в этих махинациях, предъявлено обвинение.
2. В провинции Асуай были выявлены случаи незаконного взимания штрафов сотрудниками Комиссии дорожного движения этой провинции. Нарушения имели место при прохождении гражданами технической транспортной ревизии (RTV) и оплате реестра в установленный срок, когда эквадорские служащие за деньги помогали водителям проходить техосмотр и получать технический талон с соответствующей отметкой.
3. Махинации с визами. В ходе расследования было установлено существование адвокатов, служивших связующим звеном между иностранными гражданами и Управлением по делам иностранцев, подразделением Министерства иностранных дел в городе Гуаякиль и Бюро записей актов гражданского состояния. Согласно ряду документов, нигерийские граждане получали визу 9-VI (так называемая виза покровительства), на основании якобы имеющихся у них детей, граждан Эквадора, несмотря на то, что эти дети родились от нескольких месяцев до 12 лет до того, как иностранцы прибыли впервые в страну.
4. Визы китайцев. В рамках расследования деятельности Управления по делам иностранных граждан, сотрудники SNTG установили, что служащие этой организации оформили незаконно 6 000 виз китайским гражданам в период управления страной экс-президентом Лусио Гутиеррес. Замешанные в этом служащие до сих пор не наказаны, несмотря на то, что в отношении некоторых из них действует приказ об аресте с 2006 года.
Более или менее известны общественности другие случаи коррупции в верхних эшелонах нынешней власти Эквадора. Так, Хайме Солорсано, бывший сотрудник казино Invermun, объявил о даче взятки в сумме USD 10 000 братьям Альварадо (советники президента Корреа), вложенные в кампанию Пьерины Корреа, сестры президента Республики, когда та баллотировалась в префектуру провинции Гуаяс.
Фабрисио Корреа, старший брат президента Республики, обвиняется в махинациях с государственными контрактами на сумму более USD 80 млн. До настоящего момента нет никаких результатов расследований. Братья Винисио и Фернандо Альварадо, советники президента Корреа, обвиняются в манипуляциях правилами и рекламными контрактами государственных организаций. Антонио Пресиадо, бывший министр культуры, ныне посол в Никарагуа, до сих пор находится под следствием в связи с предположительным казнокрадством, из-за махинаций при заключении контрактов на производство рекламных кинороликов для его учреждения.
Председатель Национальной Ассамблеи Фернандо Кордеро и депутат от фракции PAIS Линда Мачука обвинены в казнокрадстве за использование президентского самолета для путешествия в Канаду в компании своих родственников. Кордеро взял с собой жену и внука, а Мачука – сына. Заявления о вымогательстве и злоупотреблении властью привели к отставке губернатора провинции Гуаяс Роберто Куеро и четырех полицейских комиссаров, в отношении которых выписан приказ об аресте.
Генеральная прокуратура расследует случай казнокрадства, связанный с покупкой 600 000 жилетов и равного числа шлемов для мотоциклов, к этому случаю причастен Рикардо Антон, глава Национального агентства транспорта и дорожного движения. Его же Генеральный контролер государства обвиняет в хищении более USD 800 000 в виде офисных материалов.