Бывшие гражданские контролеры Пабло Чамберс, Херардо Портильо и Хосе Киспе, те, кто расследовал нарушения при заключении государственных контрактов с компаниями Фабрисио Корреа, старшего брата президента Рафаэля Корреа, обратились за предоставлением политического убежища на Коста-Рике. В минувшую пятницу трое эквадорских граждан посетили резиденцию посольства Коста-Рики в Эквадоре для подачи официального прошения. Они также не исключают вероятность обращения с подобной просьбой к властям Чили, Панамы или Великобритании, потому что, по их словам, в Эквадоре у них нет никаких правовых гарантий.
Подобное решение бывших контролеров связано с тем, что прокурор Мария Елена Байас потребовала проведения судебного слушания, намереваясь предъявить четырем бывшим членам специальной Комиссии гражданского контроля обвинения в лжесвидетельстве.
Пабло Чамберс заявил в интервью журналистам, что в Эквадоре у них нет возможностей для защиты, нет надежды на беспристрастность и объективность суда, нет гарантий безопасной жизни, поэтому они просят убежища в другой стране. По мнению бывших гражданских контролеров, за свое честное расследование они стали жертвами политического преследования со стороны правящего режима Эквадора.
Прокуратура начала предварительное расследование против Пабло Чамберс, Херардо Портильо, Хосе Киспе и Виктора Уго Идальго, членов специальной комиссии гражданского контроля, после того, как те обнародовали свой доклад о расследовании обстоятельств заключения контрактов братом президента. Инициатором создания комиссии в июне 2009 года стал сам Рафаэль Корреа. Окончательный отчет был представлен в феврале 2011 года Генеральному контролеру государства Карлосу Полит, и содержал четыре основных вывода: президент Корреа был в курсе контрактов его брата, эти контракты имели нарушения и были заключены с явной протекцией, стоимость контрактов превысила USD 700 млн, а ущерб для государства составил USD 143 млн.
Однако, президент Корреа отвергает выводы комиссии, утверждая, что ее глава, Пабло Чамберс, бывший служащий экс-президента и оппозиционного лидера Лусио Гутиеррес, сделал все возможное и невозможное, специально проник в комиссию, чтобы нанести вред репутации правительства Эквадора. Корреа также утверждает, что четверо контролеров манипулировали официальными документами и преступали границы дозволенного в ходе своей работы, тогда как он требовал созвать специальную комиссию только для того, чтобы подтвердить ликвидацию злополучных контрактов. Вскоре после разгоревшегося вокруг доклада комиссии скандала глава правительства подал иск в суд с требованием компенсации морального вреда с двух журналистов, которые также утверждали в своей книге, что президент Корреа знал о заключении вышеупомянутых контрактов. Эквадорский суд, как и следовало ожидать, принял сторону президента, однако в феврале тот отказался от своего иска. В обосновании своей позиции Рафаэль Корреа ссылается на то обстоятельство, что, как только он узнал о существовании контрактов своего близкого родственника с государством, что прямо запрещено законом Эквадора, он немедленно распорядился аннулировать их в одностороннем порядке. Брат президента считает, что показная честность главы государства связана исключительно с опубликованием информации о контрактах в независимых СМИ.
После этого скандала Фабрисио Корреа превратился в одного из политических противников нынешнего эквадорского правителя и зарегистрировал политическое движение, намереваясь противостоять своему младшему брату в ходе президентских выборов в феврале 2013 года.
По словам Чамберс, речь идет не только о политическом преследовании со стороны недовольного выводами комиссии главы государства, а о настоящем вымещении злобы на непокорных гражданских контролерах. Но они продолжают настаивать на своих выводах, утверждая, что располагали подтверждающими эти выводы документами, которые 4 января этого года были изъяты из архивов Совета гражданского участия и общественного контроля (Cpccs), якобы в целях расследования.
Чамберс посчитал сумасшествием, что прокуратура Эквадора намерена выдвинуть обвинения в лжесвидетельстве и требовать предварительного ареста четырех членов комиссии. По его словам, лично его допрашивал всего 15 минут помощник прокурора. Предыдущее судебное заседание было отложено по ходатайству защиты, следующее слушание должно состояться 17 мая.
Власти Коста-Рики пока не сообщили свой официальный ответ на ходатайство эквадорских граждан, сославшись на необходимость выполнения ряда обязательных условий до того, как прошение будет рассмотрено. Прежде всего, доказать, что подвергаются преследованию со стороны властей. На следующей неделе четверо бывших контролеров намерены обратиться в посольства Панамы, Чили и Великобритании.