Отправление дипломатического багажа, который прибыл в Милан с 40 кг жидкого кокаина, не должно было быть разрешено, заявил Государственный инспектор Эквадора Карлос Полит в ходе своего выступления перед законодательной Инспекционной комиссией, добавив, без особого энтузиазма, что заключения эти временные, однако скрывать их он не вправе. По его словам, кустарные вазоны, отправленные как туристический материал, в противоречие регламенту МИД Эквадора, не являлись ни объектами, предназначенными для культурного продвижения, ни объектами туристической информации и ничем иным, указанным в официальных документах. Кроме того, были выявлены другие нарушения в работе Канцлерства в ходе специальной проверки, проведенной офисом Государственного инспектора. Поразило отсутствие внутреннего контроля в этом государственном учреждении в части дипломатических пересылок, добавил Полит, пояснив, что не проверяется содержимое отправляемого груза, отсутствует практика переписи отправляемого груза, склад, где хранится груз перед отправлением, никак не охраняется.
Генеральный прокурор государства Гало Чирибога, который также явился в парламентскую комиссию, показал, что на этой неделе заканчивается расследование относительно факта обнаружения наркотиков в дипломатическом багаже, проводившееся властями Италии и уже известно, что из семи задержанных в этой стране эквадорских граждан пятерым будут предъявлены официальные обвинения.
8 марта Генеральной прокуратурой началось предварительное расследование обстоятельств, связанных с отправкой наркотического дипломатического груза, после чего эквадорские власти пришли к заключению о необходимости проведения специальной проверки деятельности учреждения, которая началась 17 апреля. В ходе этой проверки установлено, что за период с 1 января 2011 года по 31 марта этого года из Канцлерства Эквадора в дипломатические представительства за рубежом было отправлено 18 грузов, с весом от 3,5 до 579 кг. Пока еще проверяется стоимость фрахта, а также кто и как платил за эти отправления.
Генпрокурор Гало Чирибога сообщил, что в ходе расследования было допрошено 23 человека, проанализировано содержимое жестких дисков восьми компьютеров Канцлерства, изучена информация, содержавшаяся в электронной переписке и записи телефонных переговоров. Пока рассматриваются три основные версии: наркотик отправлен из Канцлерства, наркотик подложен в дипломатический груз между Кито и Гуаякилем или между Гуаякилем и Европой. На основании этого, 29 февраля прокуратура Эквадора запросила власти Италии об оказании международной помощи при расследовании уголовного дела. Как заявил Чирибога, в ближайшее время он и адвокат государства Диего Гарсиа отправятся в Италию для ознакомления с данными проводившегося там расследования. Кроме того, анализируется, использовался ли парафин при изготовлении и запечатывании глиняных кувшинов (вазонов), который мог действовать как ингибитор наркотика, а также проверяется, имел ли место сбой в охране дипломатического груза в период доставки.