Жаркое солнце, периодически заслоняющееся серыми облаками с мелким дождем, встретило в кантоне Асогес (провинция Каньяр) сотни аборигенов и представителей общественных организаций, уже пятый день участвующих в акции протеста «Движение за воду, достоинство и жизнь». Эта манифестация началась 8 марта в селении Панги (амазонская провинция Самора Чинчипе) и кульминирует, как ожидается, 22 марта в Кито. К движению, в котором первоначально принимали участие всего 300 человек, присоединяется все больше жителей страны, как аборигенов, так и представителей других этнических групп, несмотря на явное противодействие правительства, упорно пытающегося представить недовольных политикой своего президента эквадорских индейцев заговорщиками и смутьянами. 55 км между Куэнкой и Асогес пеших манифестантов сопровождали 30 частных транспортных средств, которых дважды останавливали полицейские и военные кордоны для очередной проверки. У нас нет с собой дипломатического груза, шутили манифестанты.
В городах и селах на пути следования процессии улицы заполняются людскими реками, аборигены несут красные и многоцветные флаги Федерации коренных народностей Эквадора (Conie) и скандируют лозунги против развития горной промышленности и загрязнения воды. В моменты отдыха руководители движения организуют митинги. На всем протяжении маршрута манифестантов сопровождают усиленные отряды полицейских, наблюдающих, как в каждом крупном индейском селении десятки женщин расстилают перед участниками движения скатерти с традиционной едой – рисом, картофелем, картофельными лепешками, жареной свининой, курицей. Роса Рохас одна из крестьянок, жительница сельского церковного прихода Луис Кордеро, рассказала, что она и пять ее односельчанок встали в 04:00, чтобы приготовить еду на 600 человек к 13:00. Газа у них в селе нет, смущенно улыбаясь, пояснила она.
Когда индейцы достигнут столицы Кито, они хотят спросить: Корреа, что ты делаешь с матерью-землей – Pachamama? Хочешь превратить Эквадор в пустыню, без воды, без еды? – пояснил один из лидеров Дельфин Тенесака. Мануэль Гваман, глава Объединения крестьян и сельских кооперативов провинции Каньяр сообщил, что им чинились различные препятствия в том, чтобы сотни индейцев присоединились к шествию. Провинция милитаризована, утверждает он, десятки полицейских контролируют каждый шаг протестующих и сочувствующих им, не обращая никакого внимания на тех нескольких сторонников президента Корреа, кто устроил подобие манифестации в его поддержку на ступеньках здания Управления провинцией. Приходилось рано выходить из дома, чтобы добраться до кантона, минуя правительственные преграды. По словам Гваман, многие, чтобы обойти полицейские окружения, шли обходными тропами. В итоге, на центральной площади под присмотром полицейских собралось не менее 5 000 человек. Взволнованный Сальвадор Киспе, префект провинции Самора Чинчипе и один из организаторов движения, иронично поинтересовался, все ли еще считает правительство, что на стороне манифестантов находятся очень мало эквадорцев.
В среду индейские лидеры выявили вооруженного полицейского агента в числе сотен манифестантов. Сальвадор Киспе сообщил, что организаторам стало известно о готовящейся провокации правительства, планировавшего спровоцировать смерть одного из участников или сотрудника правоохранительных органов, чтобы на этом основании силой разогнать движение, не дав ему войти в Кито. Это настоящая провокация со стороны президента Корреа и членов его правительства, заявил Киспе. В свою очередь, Дельфин Тенесака сообщил, что у полицейского Эдисона Марурисака были изъяты полностью заряженный пистолет и ключи от транспортного средства, предположительно, полицейской патрульной машины. Сам Марурисака заверил, что его внедрили в движения для обеспечения безопасности самих манифестантов.
Президент Федерации коренных народностей Эквадора (Conaie) Умберто Чоланго заявил прессе, что аборигены, участвующие в движении, требуют принятия закона о водных ресурсах и перераспределении земли, кроме того, коренные жители страны требуют от правительства консультироваться, как то предписано Конституцией, у индейских сообществ относительно возможности добычи нефти и полезных ископаемых на их территориях. Индейский лидер объявил также о расизме и дискриминации коренных жителей со стороны правящего режима Эквадора во время встречи с испанским юристом Бальтасаром Гарсон, бывшим судьей, являющимся международным наблюдателем за реформой правосудия в стране. Гарсон проводит на этой неделе десятки встреч при закрытых дверях с эквадорскими судьями, депутатами и представителями, как оппозиции, так и правительства. По словам Чоланго, дискриминация со стороны эквадорского государства выражается в попытках уголовного преследования 197 лидеров аборигенов, обвиняемых в саботаже и терроризме за осуществление своего конституционного права на протесты.
Правительственное интернет издание El Ciudadano опубликовало вчера несколько заметок и видео, в которых несколько аборигенов свидетельствуют о том, что руководители сообществ угрожали оштрафовать их, если они не примут участие в движениях против правительства. Согласно одному из сюжетов, в кантоне Латакунга (куда процессия дойдет не раньше, чем на следующей неделе) нескольким индейцам якобы пригрозили штрафом в размере USD 10, за то, что те не присоединились к манифестации, еще USD 20 они должны будут заплатить, если не приедут в Кито 22 марта. В другой публикации правительственного листка добавляется, что 520 лет спустя колонизации алкоголь все еще используется как двигатель для аборигенов, причисляющих себя к оппозиции президенту. В свою очередь, Сальвадор Киспе объявил о том, что правительственные служащие призвали лидеров приходских собраний поддержать митинг в поддержку президента 22 марта. Дельфин Тенесака заявил, что если пути доступа в столицу Эквадора будут перекрыты, индейцы прибудут в Кито дорогой Инка.