Эквадор говорит «нет» Межамериканской комиссии по правам человека и властям Панамы

Эквадор говорит «нет» Межамериканской комиссии по правам человека и властям ПанамыПравительство Эквадора не выдаст дипломатический пропуск Карлосу Перес, руководителю газеты El Universo, несмотря на запрос властей Панамы, страны, в посольстве которой в Кито осужденный издатель и журналист пребывает с прошлой недели. Эквадорский канцлер Рикардо Патиньо сообщил, что он не будет оформлять этот пропуск, поскольку Перес – свободный человек, который может ехать, куда ему угодно, хоть в Панаму. Нет никакого основания для предоставления дипломатического пропуска свободному человеку, в отношении которого не действует никакого приказа об аресте, так что он в любой момент может выйти из посольства Панамы и идти к себе домой играть в теннис, уезжать в Панаму, в Швейцарию, куда он хочет, заявил Патиньо на пресс-конференции. Это был ответ на прошение правительства Панамы, которое объявило вчера, что завершило официальную процедуру оформления запроса на выдачу пропуска и ожидает ответ правительства Эквадора, чтобы Карлос Перес мог выехать в центрально-американскую страну.

Карлос Перес и его братья Сезар и Николас, владельцы газеты El Universo, как и бывший редактор газеты Эмилио Паласио, были осуждены правосудием южноамериканской страны на три года тюремного заключения и выплату колоссального штрафа в размере USD 40 млн в качестве компенсации вреда по иску президента Рафаэля Корреа, который счел статью журналиста, опубликованную в оппозиционном ему издании оскорбительной для себя. Суд второй инстанции и верховный Национальный суд Эквадора оставили указанное решение в силе, несмотря на явные нарушения, имевшие место в ходе процесса. Поддержку опальному изданию, старейшему и популярнейшему в стране, оказало все оказало международное сообщество, осудившее попытки правящего режима маленького Эквадора задавить свободу слова и выражения мнений, манипулируя правосудием. В частности, к огромному удивлению президента Корреа и его советников, правительство Панамы предоставило укрытие Карлосу Перес, который находится с 16 февраля (когда Национальный суд оставил в силе приговор суда первой инстанции) в резиденции панамского посольства в Кито.

Канцлер Патиньо на пресс-конференции оспорил обоснованность решения панамского правительства, так как, утверждает он, Карлос Перес не преследуется по политическим мотивам, а является обычным уголовником. Как подчеркнул глава эквадорской дипломатии, власти Панамы не потрудились запросить информацию у властей Эквадора относительно данного случая. Кроме того, по мнению сотрудников Канцлерства Эквадора, старательно искавших, к чему бы придраться в дипломатическом документе, в решении панамского правительства не отражены некоторые постулаты Декларации Каракаса о политическом убежище 1954 года. Эквадорский канцлер отверг, например, как основание предоставления убежища Перес тот аргумент, что панамское правительство имеет традиционный взгляд на это средство. Кроме того, подчеркнул служащий эквадорского правительства, Декларация Каракаса запрещает предоставлять укрытие гражданам, осужденным компетентными судами своей страны за совершение уголовных преступлений. Однако канцлер весьма логично поспешил добавить, что решение против Карлоса Перес и остальных осужденных пока еще не изготовлено в окончательном виде, а значит, не вступило в законную силу, так что Перес ничего не мешает покинуть страну, повторил Патиньо, только руководитель издания стремиться сделать это со скандалом.

Это скандальное дело восходит к февралю 2011 года, когда бывший в то время редактором рубрики «Мнения» Эмилио Паласио написал статью, опубликованную 6 февраля в этой же рублике. Помимо прочего, в этой статье было указано, что Рафаэлю Корреа, рано или поздно, придется ответить перед своим народом и правосудием за то, что этот диктатор (как главу государства охарактеризовал Паласио) приказал стрелять по полному безоружными больными людьми госпиталю, во время операции по своему мнимому освобождению во время полицейского мятежа 30 сентября 2010 года. Рафаэль Корреа потребовал опубликовать опровержение, доказывая, что он не диктатор и не отдавал лично подобного приказа (что позднее подтвердили его подчиненные, принявшие всю ответственность на себя), однако издатели газеты проигнорировали требование и тогда глава государства обратился с иском в суд, неоднократно подчеркивая, что делает это как обычный оскорбленный гражданин Эквадора. Однако, примененная при рассмотрении дела статья касается оскорбления не простых граждан, а именно государственного служащего при выполнении им своих должностных обязанностей. На пресс-конференции в минувший четверг президент Корреа пояснил, что он мог бы еще до вынесения решения по данному делу отказаться от иска, если бы издатели гарантировали, что подобные статьи больше не повторяться, опубликовали опровержение и попросили прощения у эквадорского народа за свою ложь в этой статье и еще 150 аналогичных, которые президент посчитал оскорбительными для своего самолюбия. Ничего этого сделано не было, поэтому, убежден глава государства, он был в своем праве требовать компенсации морального вреда и тюремного наказания журналистов-клеветников.

На этой же пресс-коференции , президент Корреа и канцлер Патиньо сообщили, что правительство Эквадора не собирается соблюдать обеспечительные меры, которые приняты Межамериканской комиссией по правам человека (CIDH) относительно этого случая. Эквадорское государство сожалеет о том, что не имеет возможность выполнить эту рекомендацию, гордо объявил Патиньо. При этом эквадорский канцлер сослался на две причины отказа. Во-первых, CIDH просит отложение исполнения решения от 15 февраля 2012 года, однако в этот день вообще не было никакого слушания, а 16 февраля было принято постановление об отказе в удовлетворении кассационной жалобы. Во-вторых, что эквадорским правителям кажется важнее всего, соблюдение рекомендации международного сообщества затронуло бы независимость государственных структур власти. Правительство не может требовать от Национального суда страны изменить принятое решение или порядок его исполнения, вкрадчиво сообщил Патиньо, добавив, что в окончательном виде судебное постановление будет изготовлено в последующие часы. Это заявление поддержал президент Корреа, объявивший, что меры обеспечения призваны предотвращать какие-то серьезные необратимые события, например, возможная гибель журналиста ввиду получаемых им угроз, а не для того, чтобы осужденные за клеветнические оскорбления были освобождены от ответственности, установленной законом.

Кроме того, президент Корреа таинственно намекнул, что он принял некое решение по этому делу, о котором объявит в ближайшее время, так как готовит открытое письмо эквадорскому народу, боясь, что его очередные благие порывы будут извращены продажными средствами массовой информации. Он пояснил только, что не может позволить, чтобы даже законные личные требования и права неблагоприятно отразились на интересах его страны или проекта Гражданская революция, но хочет подчеркнуть, что собирался все присужденные ему деньги до последнего цента передать в фонд экологического проекта Ясуни-ИТТ, а не лично обогатиться на USD 40 млн, как пишут практически все эквадорские и иностранные СМИ.

Впрочем, Корреа воспользовался очередной возможностью, чтобы повторить свое негативное мнение о «гнилой» межамериканской системе по правам человека, возглавляемой, по сути, группировками правых сил США, не дающих развиваться прогрессивным правительствам (к каковым глава Эквадора причисляет свое). Настала пора кардинальных перемен, добавил Корреа, подчеркнув, что Эквадор не боится правых группировок. Он отметил, что документ CIDH нарушает собственный устав этой организации и пора уже всей Америке стать суверенной. Тема суверенитета – самая болезненная тема для правителя маленькой банановой Республики.

Примечательно, что перед этой пресс-конференцией, утром того же дня, состоялась встреча за закрытыми дверями во дворце Каронделет, подробности которой скрыты непроницаемой завесой. Известно только, что в ней приняли участие сам сеньор президент, канцлер, министр юстиции Джоана Песантес, пресс-секретарь администрации президента Фернандо Альварадо и юридический советник Алексис Мера. Скрытая обеспокоенность, несмотря на показную браваду, правящего режима Эквадора поднятым вокруг судебного приговора по делу газеты El Universo шумом стала очевидной, когда в президентский дворец прибыла представитель Эквадора в OEA (Организация американских государств) Мария Исабель Сальвадор. При этом канцлер Патиньо объяснил приезд дипломата в Кито смертью ее отца, хотя это печальное событие имело место 8 февраля. Он также принизил значение послания CIDH, пояснив, что речь идет не о решении, а о предписании отложить исполнение решение суда первой инстанции до 28 марта, когда состоится официальное слушание в Вашингтоне, где находится резиденция организации.

Юристы Маурисио Гандара и Энрике Эчеверриа не согласны с главой эквадорской дипломатии, они утверждают, что государство обязано соблюдать любое предписание международной организации подобного уровня. В противном случае, добавил Гандара, CIDH может начать соответствующий процесс против государства в Межамериканском суде (резиденция которого находится в Коста-Рике) и обязать Эквадор выплатить денежную компенсацию. По словам Эчеверриа, если правительство Рафаэля Корреа ищет способ поссориться с CIDH, то необходимо заручиться одобрением парламента, поскольку это может сильно повредить интересам страны. По мнению депутатов оппозиции, эквадорское государство должно соблюдать предписание, в противном случае это означает нарушение международного норматива, ратифицированного парламентом Республики, выступление против международной правовой системы и чревато экономическими, общественными и политическими санкциями. По сути, это противодействие социалистического руководства страны приведет к изоляции Эквадора от международного сообщества, пояснил Фаусто Кобо (PSP). Депутаты фракции правящего движения, в свою очередь, считают, что CIDH необходимо уважать суверенитет Эквадора и независимость судебной власти.

Вице-президент Ленин Морено, пользующийся гораздо большим уважением и популярностью у эквадорцев, чем президент Корреа со своей свитой, вчера призвал противоборствующие стороны – президента и его сторонников с одной стороны и журналистов и правозащитников с другой – остановиться и заключить перемирие ради блага народа Эквадора. Он также дал понять, что президент Корреа, скорее всего, отзовет свой скандальный иск, привлекший внимание всего мира к тому, что происходит в Эквадоре. Согласно эквадорскому законодательству, примирение сторон по делам о клевете и оскорблениях возможно на любой стадии процесса до исполнения приговора, то есть даже после вынесения судебного постановления по делу.

Рубрика тематического архива:
© 2009-2024 Эквадор сегодня™ | Ribbek news agency | Ecuador-Quito