Гигантский портрет покойного президента Элоя Альфаро Дельгадо нависал над толпой горожан, вышедших в минувшую субботу, 28 января 2012 года, отметить столетие убийства этого лидера Либеральной революции, получившего прозвище «Старый борец». Торжественное шествие охватило 50 кварталов столицы Эквадора, включая Исторический центр Кито. Оно началось в 11:00 от стен уголовной тюрьмы Гарсиа Морено и около 18:00 участники акции достигли парка Эль Эхидо, где было запланировано выступление очередного президента, лидера очередной революции, на этот раз Гражданской, Рафаэля Корреа.
«Жители Кито не убивали Альфаро», «Альфаро живее всех живых», «Да здравствуют свободные генералы» - десятки плакатов с этими и подобными лозунгами реяли над толпой, состоявшей из порядка 4 тысяч человек (всего в Кито проживает немногим более 2 млн жителей), которые спустились по улице Рокафуэрте в направлении к маленькой площади Санта-Клара, потом вышли на площадь Санто-Доминго, перешли на площадь Гранде, чтобы попасть на Театральную площадь и оттуда следовать к парку Эль Эхидо, где был разложен символический «варварский костер».
Это шествие было посвящено Альфаро, являясь доказательством того, что его жизнь, его работа и его страшная гибель 28 января 1912 года от рук тех, чью жизнь он старался, как ему казалось, сделать лучше, все же оставили след в сердцах современных эквадорцев. В мероприятии приняли участие потомки лидера Либеральной революции. Его внуки и правнуки возложили цветы к дверям камеры 13 уголовной тюрьмы Гарсиа Морено, где содержался Альфаро после своего свержения в конце 1911 года, и потом возглавили шествие, пойдя навстречу настоятельным просьбам вице-префекта провинции Пичинча, Марселы Косталес. Она также попросила родственников покойного президента попозировать перед фотокамерами с представителями нынешнего правительства Гражданской революции.
На митинге представители ведущих государственных учебных заведений столицы (Мануэла Каньисарес, Мехиа, Хуан Монтальво) отметили положительное значение для развития Эквадора либеральных идей Элоя Альфаро, его стремление к свободе своего народа, антиклерикализм, развитие образования и отделение церкви от государства.
На каждой из площадей, по которой прошли участники шествия, были установлены символические «дорожные столбы», напоминавшие о тех или иных событиях из жизни президента Альфаро. Жизни, оборвавшейся в конце января 1912 года, когда безжизненные тела Альфаро и его соратников и помощников – Ульпиано Паес, Лучано Кораль, Медардо и Флавио Альфаро – проволокли по улицам старого города. Это была кульминация резни либеральных лидеров, пояснила министр культуры Эрика Силва, которая участвовала в мероприятии вместе с другими представителями правящего режима: префектом провинция Пичинча Густаво Бароха, министром юстиции Джоаной Песантес и депутатами блока PAIS. Так, первый «дорожный столб» был обозначен как «Насилие» и расположен у входной двери уголовной тюрьмы. Второй («Роль женщины в общественной жизни») расположили на маленькой площади Санта-Клара. Здесь участники шествия замедлили ход, а министр Сильва и депутат Бетти Каррильо произнесли короткие речи, напомнив о создании в эпоху пребывания у власти Элоя Альфаро большинства государственных колледжей, где смогли учиться и женщины, а также о создании Бюро записей актов гражданского состояния и института гражданского брака.
Меч, принадлежавший некогда легендарному вождю Либеральной революции, был передан вчера нынешнему президенту Эквадора членами бывшей партизанской группы Alfaro Vive, Carajo (AVC). В ходе специальной церемонии, проведенной в городе Монтекристи – родном городе Элоя Альфаро, где он родился в 1842 году – глава Секретариата по делам народом Мирейя Карденас вручила президенту Корреа два меча, один Старого борца, другой – еще одного лидера либеральной революции, Педро Монтеро. Нынешний министр являлась активным членом AVC, группировки, действовавшей в Эквадоре в восьмидесятых годах прошлого века и укравшей в 1983 году оба меча из музея Гуаякиля. Оружие это стало символом борьбы AVC против администрации экс-президента Леона Фебрес Кордеро (1984-1988).
На церемонии присутствовали Томас Борге, лидер Сандинистского фронта национального освобождения (Никарагуа), председатель эквадорского парламента Фернандо Кордеро, венесуэльский канцлер Николас Мадуро, его эквадорский коллега Рикардо Патиньо и другие служащие.
Президент Элой Альфаро был свергнут в 1911 году в результате военного переворота, Педро Монтеро погиб 25 января 1912 года в Гуаякиле, тогда как президент и остальные его товарищи были убиты в Кито тремя днями позже. Разъяренная толпа ворвалась в тюрьму, где содержались либералы по приказу главы парламента, ставшего новым президентом Карлоса Фрейле, и буквально растерзала пожилых уже людей. Их тела эквадорцы привязали к лошадям и протащили через центр Кито до пустынного места на севере города, где они были сожжены – это ужасающее действо вошло в историю как «варварский костер».
«Несмотря на то, что они убили его 100 лет назад, генерал Элой Альфаро Дельгадо остается живее всех живых, освещая, побуждая, продвигая Гражданскую революцию»,- заявил президент Рафаэль Корреа Дельгадо, который поддерживает идеалы покойного президента и даже утверждает, что состоит с ним в дальнем родстве. Он добавил, что «варварский костер» вчерашнего дня превратился в утреннюю зарю новой эры и подчеркнул особое значение глубоких изменений, осуществленных в Эквадоре Элоем Альфаро: отделение Католической церкви от государства, участие женщины в общественной жизни, введение светского образования и института гражданского брака, строительство железной дороги.
Либеральная революция, без сомнения, преобразовала эквадорское общество. При администрации Элоя Альфаро укрепилось государственное управление. Его политика и действия парламента объединили ранее разрозненные побережье, горную и амазонскую части страны. Создание учреждений национального уровня способствовали этому объединению. Была создана Военная школа, ставшая отправным пунктом появления профессиональных Вооруженных сил, пользующихся, согласно опросам общественного мнения, в настоящее время наибольшим доверием у эквадорцев, после церкви. Было создано впервые Бюро записей актов гражданского состояния, как инструмент для осуществления государственного контроля, который раньше находился в руках служителей Католической церкви. Это был первый шаг к появлению уже при либеральном правительстве президента Леонидаса Пласа таких понятий, как гражданский брак и развод. Либерал Альфаро способствовал укреплению центрального правительства Эквадора. До XIX века в стране существовали только администрация президента и три министерства: финансов, внутренних дел и обороны. После прихода к власти Элоя Альфаро число государственных институтов возросло до семи.
Родился современный Эквадор, это было прощание с колониальным прошлым, считает писатель Рауль Перес Торрес. Права и свободы укрепляются после принятия либеральных Конституций 1897 и 1906 годов, они положили конец связи государства и церкви. На практике это расставание означало, что правительство прекратило защищать и поддерживать католическую религию как основу жизни эквадорцев. Это был момент прогрессивного расширения свобод и прав в Республике, где католическое вероисповедание перестало считаться официальной религией. Это изменение подразумевало, что в стране появляется свобода культа и вероисповедования.
В новом либеральном законодательстве была отменена смертная казнь. Образование перестало быть привилегией ограниченных кругов эквадорского общества, управляемой той же церковью. Государство приняло на себя руководство и финансирование системы общественного образования на принципах универсальности, безвозмездности и антиклерикализма. Конституция 1906 года установила, что начальное образование в Эквадоре является обязательным и бесплатным. Альфаро сделал первый шаг к тому, чтобы появились колледжи, в которых преподавали светское образование. В настоящее время в стране функционирует 28 подобных коллективов. К этой новой структуре прибавились вечерние школы, где учили грамоте взрослых, была введена система стипендий. К 1907 в стране существовало 1 339 начальных школ, 12 колледжей среднего образования, 3 университета. Это сделало доступным обучение детей из среднего класса, что ранее было невозможно в Эквадоре. Либеральные реформы открыли двери для того, чтобы женщина вышла из своей домашней кельи и активно подключилась к участию в жизни страны. Одно из первых средств состояло в доступности систематического светского образования девочек, у которых до тех пор была возможность получить только религиозное образование.