Рафаэль Корреа отметил вчера пятую годовщину своего пребывания у власти в Эквадоре, на фоне затянувшегося сражения с оппозицией и прессой, с высокой вероятностью своих перевыборов на новый срок. Его критики призывают разделенную на части эквадорскую оппозицию выдвинуть единого кандидата, который мог бы противостоять президенту-социалисту, вопрос о баллотировании которого, несомненно, будет решен на съезде правящего движения в середине года, хотя сам Корреа не перестает лицемерно сомневаться в этом. Он заявил, что выдвижение его кандидатом от Alianza PAIS зависит от решения, которое примет его политическое движение и его семья, хотя он – человек долга и примет то, что лучше для его народа.
По мнению преподавателя Мауро Сервино, из Латиноамериканского факультета общественных наук (Flacso) в Кито, Корреа удалось за эти пять лет достичь определенных успехов, и прежде всего, обеспечить Эквадору определенную политическую стабильность – до сих пор, без сомнения, одно из главных отличий его управления. Через два первых года пребывания у власти, Рафаэль Корреа сумел победить на выборах 2009 года, после принятия новой Конституции в 2008 году, став первым и пока единственным переизбранным президентом Республики. В общем и целом, хотя и с постоянно снижающимся количеством своих сторонников, Корреа побеждал в последних восьми избирательных кампаниях, включая три референдума.
Кроме того, до Корреа ни один из эквадорских президентов не смог закончить период своего управления, начиная с 1995 года, когда популист Абдала Букарам был отстранен от власти после того, как парламент Эквадора признал его умственно неполноценным и неспособным править даже такой маленькой страной, как Эквадор.
В начале шестидесятых годов Эквадором управлял Карлос Хулио Аросемена, свергнутый военной хунтой в 1963 году. В 1967 году парламент передал власть временно исполняющему обязанности президента Отто Аросемена Гомес. В 1968 году на всеобщих выборах победил Хосе Мария Веласко Ибарра, но его мандат был прерван военным переворотом генерала Гильермо Родригес Лара. В 1976 году – новый военный переворот, возглавленный генералами Гильермо Дуран Арсенталес, Альфредо Поведа Бурбано и Луис Леоро Франко.
В 1978 году Эквадор начал медленное возвращение к демократии и в 1979 году на пост президента был избран Хайме Рольдос, который погиб в результате авиакатастрофы 24 мая 1981 года. После него страной управлял Освальдо Хуртадо до 1984 года, когда президентскую присягу принес лидер социал-христианской партии Леон Фебрес Кордеро. За ним следовали социал-демократ Родриго Борха (1988-1992) и консерватор Сиксто Дуран Бальен (1992-1996). Эти три президента – последние лидеры Эквадора в XX веке, кто не был свергнут, а закончил свое четырехлетнее управление.
В 1996 году на выборах победил Абдала Букарам (сегодня проживающий в изгнании в Панаме), выступавший от Объединения народных сил, преобразованного позднее в Эквадорскую партию рольдосистов. Он пробыл у власти едва ли семь месяцев, до февраля 1997 года, когда был признан невменяемым постановлением парламента, власть над страной на два дня перешла вице-президенту Росалиа Артеага – единственной женщине у вершин власти в Эквадоре. Она была, в свою очередь, заменена временно исполняющим обязанности Фабианом Аларкон, тогда председателем Национальной Ассамблеи. В 1998 году на пост президента избран Хамиль Мауад, который, в свою очередь, был свергнут в 2000 году в результате государственного переворота, возглавленного полковником Лусио Гутиеррес, адвокатом Карлосом Солорсано и аборигеном Антонио Варгас. 12 часов спустя начался новый переворот, возглавленный генералом Карлосом Мендоса. В тот же день по требованию народа власть в Эквадоре принял вице-президент Густаво Нобоа. В 2002 году на всеобщих выборах победил Лусио Гутиеррес, но еще три года спустя он также был свергнут в результате народного восстания и заменен вице-президентом, кардиологом Альфредо Паласио, в правительстве которого впервые появился тогда еще никому неизвестных министр экономики Рафаэль Корреа. Наконец, на выборах 1996 года торжествовало социалистическое движение Alianza PAIS – и к власти пришел президент Корреа, получив 57 % голосов в свою поддержку. Он принял власть 15 января 2007 года и пока не собирается ее уступать.
По словам Сервино, стабильность страны достигнута на основании гегемонии, которой добился Рафаэль Корреа на политической сцене страны. Именно поэтому, хотя Эквадор и страдает от сотрясений, это связано с противостоянием президента с независимыми средствами массовой информации, конфликт между которыми гораздо острее, чем отношения главы правительства с расколотой внутренними страстями оппозицией. Учитывая это, считает профессор-политолог, президент Корреа должен бы обезличивать свою власть и наладить мосты с родственными политическими группами, в настоящее время отколовшимися от него, чтобы получить необходимую ему поддержку, которая позволила бы не только перевыборы самого президента, но и обеспечило бы ему большинство в Национальной Ассамблее.
По мнению оппозиционного депутата Андреса Паес, который допускает все еще высокую популярность Корреа, президент своим стремлением к единоличному управлению уже утомил страну, лишившись поддержки значительных общественных групп, которые вначале поддержали его. Законодатель называет Рафаэля Корреа популистом, чье руководство нанесло существенный вред демократии Эквадора, пользующимся всего лишь видимостью народной поддержки, благодаря той раздаче средств из государственной казны, которая практикуется президентом для стабильности своего управления все пять лет. Это разоряет страну, несмотря на то, что правительство Корреа манипулировало в это время самыми значительными денежными ресурсами за всю национальную историю – порядка USD 101 млрд, что, впрочем, никак не отразилось на действительных показателях безработицы и криминальной ситуации в Эквадоре. Паес считает, что необходимо спасать родину и демократию, поэтому он призывает оппозицию оставить в стороне раздоры и частные интересы, выдвинуть единого кандидата, способного противостоять Рафаэлю Корреа на предстоящих выборах.
Сам президент Корреа считает позитивным свое управление страной последние пять лет, хотя допускает, что он совершал ошибки и что многое еще осталось не сделанным. Вчера, во время массового празднества по поводу пятой годовщины своего правления, отмечавшейся в городе Куэнка, президент призвал своих сторонников поддержать любого кандидата, которого выберет руководство движением и готовиться к победе на президентских выборах 2013 года. Он не исключил свое участие, но снова отметил, что гораздо важнее добиться абсолютного большинства в Национальной Ассамблее, чтобы больше не сталкиваться с тем бойкотом со стороны оппозиции, которое он переносит все последние пять лет.
Стратегия правящего движения направлена на то, чтобы поправки в Кодекс демократии, внесенные президентским вето, вступили в законную силу 4 февраля, что позволит президенту Рафаэлю Корреа восторжествовать на выборах 2013 года и параллельно получить необходимые 63 голоса законодателей от своего движения в парламенте страны.
Депутат-официалсит Росана Альварадо признала, что правящий режим не упустит ни единой возможности добиться большинства для полного управления в Ассамблее на предстоящий период 2013-2017 годов. В этом же уверены оппозиционеры Энрике Еррериа (экс-MDG) и Висенте Таиано (Prian).
Популярность, которой пользуется Корреа у массы эквадорского народа – основной инструмент, который мог бы позволить его перевыборы и избрание кандидатов блока PAIS в парламент. Для этого правящему режиму понадобиться разрешение Национального избирательного совета, контролируемого официалистами, которые уже готовы изменить избирательный календарь, чтобы учесть поправки, предусмотренные в Кодексе о демократии. В этих поправках устанавливаются два метода для распределения депутатских мест: Webster для национальных депутатов и D’Hont для провинциальных, что будет способствовать кандидатам от крупных политических объединений. Существенной помощью в ходе будущей предвыборной кампании станет для официалистов и запрет СМИ Эквадора распространять в любом виде сообщения в поддержку или против любого кандидата, но это условие не касается президентских выступлений.
Если бы президент Корреа был абсолютно уверен в народной поддержке, ему ни к чему было бы прибегать к уловкам, ловушкам и противозаконному использованию власти, считает депутат Фаусто Кобо (PSP), который уверен, что популярность президента высока только среди той части населения, кому он постоянно выплачивает пособия. Эта видимая популярность, а вернее, покупка популярности президентом Корреа, может позволить ему протащить за собой провинциальных депутатов от своего движения, тех, кому вряд ли удастся зарегистрировать свои кандидатуры, набрав требуемые 160 тысяч подписей.
Бетти Аморес (экс-PAIS), в свою очередь, отмечает, что эквадорский народ мудрее и примет соответствующее решение. По ее словам, впереди еще 12 месяцев и пока неизвестен истинный уровень популярности Рафаэля Корреа, увеличивается он или уменьшается. Все относительно, добавила она, напомнив, что весьма слабые для правительства результаты референдума 7 мая 2010 года были индикатором, показавшим высшую степень износа власти Эквадора.
Диана Атамаинт (Pachakutik) предупредила, что Высший избирательный суд будет иметь в руках все законные инструменты, чтобы не принимать апелляции или оспаривания результатов предвыборных кампаний и самих выборов. Президентское вето узаконит будущий обман, считает она. По ее мнению, необходимо будет гарантировать гражданский контроль на избирательных участках, обеспечив постоянное присутствие, по меньшей мере, двух делегатов от партий и политических движений, чтобы препятствовать манипуляциям при подсчете голосов.
Средства государственной казны, контролируемые правительством, послужат для кандидатов правящего режима. В бюджете государства на 2012 год USD 22 млн предназначены для официальной пропаганды. Бетти Аморес, некогда преданный сторонник PAIS, считает, что дорожные работы важны, но люди не едят асфальт, граждане Эквадора вправе надеяться на то, что будет уважаться их право думать отлично от официальной линии. Невозможно в демократической стране задерживать гражданина за то, что он выразил свое мнение, или чтобы во время субботних выступлений президент опозорил и оскорбил того, кто не думает так, как он, отказываясь верить в уменьшение под руководством Корреа таких существенных проблем, как бедность или безработица.
То, что, вполне вероятно, ждет Эквадор в случае перевыборов президента Корреа на новый срок – культ личности по-латиноамерикански, уже показавший свое истинное лицо в эти выходные в Куэнке, когда над всем торжественным мероприятием по пятилетию пребывания у власти правительства Гражданской революции царил один идол – Рафаэль. Выступая перед сотнями собравшихся (или, вернее, собранных) сторонников президент заявил, что эти пять лет были самыми чудесными в его жизни, уверял, что его революция не является популистской, осуждал лживых представителей левых движений, вступивших в преступное соглашение с правыми, говорил о бомбардировке в Ангостура и событиях 30 сентября 2010 года, уверяя, что этот год будет достаточно тяжелым для Эквадора. Они (его противники) будут использовать единственные доступные и известные средства – клевету и насилие. Но необходимо получить большинство в парламенте и никогда больше не зависеть от этих продажных оппозиционных депутатов, хриплым голосом призывал Корреа, разразившись под конец длинным стихотворением на тему «Родина возвращается». Самое характерное, что мероприятие в Куэнке закончилось чтением поздравительных телеграмм от Коммунистической партии Кубы и посла Венесуэлы – единственных союзников этой странной революции.