Торговая завеса над политическими отношениями Ирана и стран АЛБА

Торговая завеса над политическими отношениями Ирана и стран АЛБАПрезидент Ирана Махмуд Ахмадинежад предложил своему эквадорскому коллеге Рафаэлю Корреа рассмотреть вопрос об открытии прямого воздушного сообщения между Тегераном и Кито, что поможет активизировать торговлю. Это заявление иранского лидера, сделанное в ходе его визита в Эквадор в минувший четверг, было опубликовано на страницах El Ciudadano, интернет-издания эквадорского правительства.

Иранский правитель отметил, что значительное расстояние между странами является единственным серьезным препятствием для двухсторонней торговли, которая, согласно уточненным сведениям правительства, составила USD 1,2 млн с января по ноябрь 2011 года против рекорда USD 185 млн в 2008 году. Эти «уточненные» сведения представил Институт продвижения экспорта и вложений Эквадора (ProEcuador), в Центральном банке страны никаких сведений об оплаченных торговых операциях по-прежнему нет.

Прямое воздушное сообщение облегчило бы перевозку грузов, заявил Ахмадинежад, заметив также, что препоны на пути товарообмена также связаны с таможенными пошлинами и отсутствием торговых соглашений, которые практически преодолены. Президент Ирана выразил уверенность в том, что отношения между его страной и Эквадором будут крепнуть и развиваться, особенно после установления дипломатических отношений и обмена послами.

Торговый баланс между Ираном и Эквадором составил USD 27 000 в 2006 году, USD 16 000 в 2007 году, USD 185 млн в 2008 году, USD 15,3 млн в 2009 году, 8,6 млн в 2010 году и USD 1,2 млн с января по ноябрь 2011 года, по данным ProEcuador, с перевесом в пользу Эквадора, начиная с 2010 года (USD 8,1 млн), а также в части 2011 года (USD 663 000), главным образом благодаря продажам банана.

В сущности, само по себе Боливарианское объединение народов Америки (Alba) – всего лишь фасад, который позволяет продвигать свои политические проекты лидерам, именующим себя революционерами XXI века, усердно суетящихся над строительством некоего нового мирового порядка. По мнению Освальдо Харрин, военного аналитика и геополитика, страны АЛБА и Иран стремятся лишь к одному – сместить равновесие от центра к периферии. В основе этой теории лежит убеждение лидеров бедных малоразвитых стран, что их более богатые соседи по планете просто используют сырьевые и человеческие резервы периферии, чтобы добиваться развития. Есть еще промежуточные страны – это те, кто стремится попасть в центр. К последним относится Иран, которому для реализации своих устремлений также потребуется извлекать прибыль из стран периферии, таких, как Эквадор, но пока это обстоятельство усиленно отодвигается Уго Чавесом и компанией на задний план.

Антрополог Франсиско Роча развил эту мысль. Упомянув о серии договоренностей и тех взаимоотношениях, которые имеют место в культурной области (фестивали кино, встречи литераторов), он отметил, что по сути все цветастые речи о сотрудничестве Латинской Америки и Ирана - плохо прикрытая пропаганда. По его мнению, если не развивается торговля, если отношения строятся вне экономических и стратегических интересов стран, маловероятно продвижение дальнейших связей – если за этим не кроется что-то иное.

В соответствии с данными Proecuador, Иран производит пшеницу, рис, другие зерновые, сахарную свеклу, сахарный тростник, фрукты, сухие плоды, хлопок, молочные продукты, шерсть и икру. В индустриальной области: нефть, нефтехимические продукты, удобрения, каустическую соду, текстиль, цемент и другие материалы для строительства, оборудование для переработки продуктов питания (прежде всего, производства очищенного сахара и растительного масла), изделия из железа и иных металлов, вооружение. Кроме того, в этой исламской стране имеются достаточные запасы природных ресурсов: нефти, природного газа, угля, хрома, меди, железа, свинца, марганца, цинка и серы. Установлено, что размер чистых инвестиций Ирана за границей достиг USD 356 млн в 2009 году, размер иностранных вложений в Иран – USD 3 млрд 016 млн (по данным 2009 года), основные страны-инвесторы: Германия, Швейцария, Лихтенштейн, Япония, Франция, США, Словакия, Великобритания, Южная Корея и Италия. Документ на 16 страницах указывает, что Иран импортирует, главным образом, железо, транспортные средства и запасные части, авиационное топливо, очищенный рис и пшеницу.

Эквадорские товары составляют, по данным того же Proecuador, ничтожно малое процентное содержание импорта Ирана: около 0,02 % от общего количества в 2010 году. Страна экспортирует пять товаров, окольными путями попадающие в исламское государство: это большей частью банан (96,8 %), а также кофе (16,2 %), какао (1,3 %) и некоторые фрукты (0,8 %). В свою очередь,
Эквадор покупает у Ирана парафин для изготовления свечей, молоко, столовую посуду, брусчатку из гранита, вазелин, дериваты нефти.

Примерно такая же статистика товарооборота между Ираном и Боливией, Никарагуа и Венесуэлой - странами, как и Эквадор, входящими в состав АЛБА. Кроме того, с Венесуэлой были подписаны финансовые договоры о начале функционирования в стране Банка Экспорта Ирана (Edbi). В этих договорах было предусмотрено предоставление кредитных линий, чтобы облегчить экспорт между двумя странами.

С Никарагуа в 2007 году был подписан меморандум о развитии программ сотрудничества в экономическом, энергетическом, коммерческом секторах – ни одно из них не работает. В случае Боливии, одно из подписанных соглашений предполагало осуществление разведки месторождений минералов в этой стране. В августе 2010 года было даже опубликовано исследование, гласившее, что в районе, где была построена фабрика по производству цемента, при поддержке Венесуэлы и Ирана (вернее, на деньги этих стран), имеются залежи урана. Но правительство Эво Моралеса отрицало существование подобного месторождения.

Внешняя политика стран АЛБА шла и идет вразрез с интересами большинства стран международного сообщества. Эти латиноамериканские государства не прекратили высказывать свое мнение по поводу происходящего в Сирии, Ливии, Палестине и Иране, которое, впрочем, никто даже не слышит. Именно венесуэльский президент Чавес, а также его сторонники и ученики из Боливии, Никарагуа и Эквадора, стали одними из зачинщиков новых организаций региональной интеграции, таких, как Союз южно-американских наций (Unasur) и Сообщество латиноамериканских и карибских государств (Celac). Последняя должна, по мнению латиноамериканских революционеров, ни много ни мало, как заменить собой Организацию американских государств (OEA), где члены АЛБА остаются не у дел.

Поездка президента Ирана по трем странам-членам АЛБА на прошлой неделе получила активную критику международного сообщества. Несмотря на это, политические отношения с исламским изгоем укрепляются. Президент Корреа, например, по прибытии иранского лидера заявил, что он не позволит диктовать ему, как строить международные отношения, в том числе и двухсторонние отношения Эквадора с Ираном. Кроме того, президенты Венесуэлы, Кубы и Эквадора ратифицировали свою поддержку развиваемой Ираном опасной ядерной программе.

22 ноября 2011 года именно лидер Эквадора заявил о грядущей замене OEA на Celac, где не представлены ни США, ни Канада. Стремление Эквадора состоит в том, чтобы продолжать развивать Celac как форум для решения региональных конфликтов, которое заменило бы изжившую свое Организацию американских государств, высказался Рафаэль Корреа в ходе встречи с корреспондентами иностранной прессы. Предложение это не было поддержано остальными, более благоразумными странами региона, но на официальном сайте АЛБА идея продолжает развиваться и считается одним из опорных проектов, проталкиваемых в жизнь этой группой стран, ориентированных на построение мифического социализма XXI века.

Восемь стран объединены в блок АЛБА (Alba): Венесуэла, Куба, Боливия, Никарагуа, Доминика, Эквадор, Сан-Винсент и Гренадины, Антигуа и Барбуда. Согласно оценкам портала, блок вмещает в себя общее количество 2 636 002 кв.км территории и объединяет 75 315 200 граждан. В настоящее время развивается 18 общих проектов в 14 областях. Эти проекты все, как один, глобальны и нереальны: построение некоей большой нации или союза латиноамериканских и карибских республик, с единым социально-экономическим развитием, имеющих идеологическое сходство: критику неолиберальной глобализации. Предполагается, что в этом большом колхозе должно существовать справедливое общество, каждая страна в котором будет при этом суверенна, а каждый народ иметь право на самоопределение. Среди проектов также числятся создание единого банка Banco de la Alba, обучение грамоте, развитие Центров науки и технологии, развитие портовой, железнодорожной и аэропортовой инфраструктуры, строительство пищевых предприятий, а также предприятий нефти и газа, гидро-, электро- и теплостанций, лесных предприятий, по производству и маркетингу продуктов из древесины, по производству и маркетингу фармацевтических продуктов, цементных заводов, импортно-экспортных предприятий, торговых центров, создание Университета туризма, строительство производственных комплексов, развитие культурного фонда и создание предприятий связи. Одним из первых шагов на пути интеграции стало введение единой монеты стран АЛБА – SUCRE – призванное «освободить латиноамериканцев от ярма доллара».

Petrocaribe - другая инициатива, в которой участвуют Венесуэла и страны Карибского моря, а также некоторые из стран Центральной Америки. Цель состоит в том, чтобы карибские страны отдавали предпочтение венесуэльской нефти.

Страны этого маленького, но гордого регионального объединения не могут примириться с позицией США и стран Европы в плане международной изоляции Ирана. И не потому, что Иран не безопасен – это не имеет никакого значения для смертельно больного Уго Чавеса или крайне болезненно относящегося к вопросам суверенитета Рафаэля Корреа.

Между тем, британский министр иностранных дел Уильям Хейг заявил в это воскресенье, что Великобритания не исключает вероятность военной атаки на Иран. Согласно заявлению официального представителя этого европейского государства, атомное развитие Ирана становится все более опасным для мира. Руководство Ирана, однако, продолжает утверждать, что работы с ураном имеют мирные, медицинские и гражданские цели, однако обходит стороной замечания о том, почему испытания проводятся на закрытых подземных заводах. Британское руководство объявило о разрыве всех контактов финансовых учреждения королевства с иранскими банками, тогда как власти Канады рассматривают возможность замораживания полностью отношений с исламской страной. Правительство Франция предложило таким странам, как Германия, США, Япония и Канада заморозить все активы иранских банков и отказаться от покупок нефти в этой стране, чтобы заставить Иран отказаться от развития ядерной программы. Глава Ирана в ответ повторил угрозу перекрыть движение по Ормузскому проливу, по которому проходит транспорт 35 % объемов добываемой в мире нефти.

Рубрика тематического архива:
© 2009-2024 Эквадор сегодня™ | Ribbek news agency | Ecuador-Quito