Окруженный плотным кольцом охранников, прибыл в Кито президент Ирана Махмуд Ахмадинежад на два часа позже, чем было запланировано по протоколу, по причине задержки вылета самолета иранского лидера с Кубы. Этот визит привел, помимо прочего, к задержке вылета коммерческих рейсов из международного аэропорта Гуаякиля, пассажиры вынуждены были ждать в зале отлета не менее часа.
После прибытия во дворец Каронделет, где уже ждал президент Рафаэль Корреа, оба лидера пожали друг другу руки и вышли на балкон, приветствуя тех, кто собрался напротив дворца правительства. После обеда президенты провели встречу за закрытыми дверями, длившуюся около пяти часов, после чего состоялась совместная часовая пресс-конференция.
Отношения Эквадора с Ираном будут развиваться, заверил собравшихся журналистов одетый во всей черное президент Корреа. Он не стал углубляться в подробности развития двухсторонней торговли, объяснив только, что помимо опыта и достижений, которыми могут обмениваться обе страны, Эквадор производит ряд продуктов питания, которые могли бы экспортироваться в Иран. Кроме того, президент высказал свою уверенность в том, что исламская страна не стремится создавать ядерное оружие и обратился к Международному агентству по атомной энергии (AIEA) с просьбой изменить свои критерии оценки.
Означает ли это поддержку Эквадором иранской ядерной программы? Эта страна, отметил президент Корреа, подписала соглашение о нераспространении оружия массового уничтожения, в том числе ядерного оружия, тогда как некоторые другие страны этот документ не подписали. По словам эквадорского президента, руководство Ирана всегда настаивало на том, чтобы их атомная программа была и будет мирной и нет оснований не доверять иранскому правительству. Иран может рассчитывать на поддержку Эквадора в противостоянии с США и Европой, заявил Корреа.
Со своей стороны, Ахмадинежад оценил свою латиноамериканскую поездку как плодотворную и отметил, что Иран стремится к дружбе с латиноамериканским народом и углублению двухсторонних связей. Латинская Америка больше не будет задним внутренним двором США, заявил он, добавив, что они пришли к соглашению с правительствами Венесуэлы, Никарагуа, Кубы и Эквадора (четырех самых бедных и малозначительных стран в Латинской Америке) о формировании некоего общего фронта защиты. Он в очередной раз на этой неделе заявил, что главенствующие имперские страны (имея в виду США и страны Европы) хотят навязать миру свою фальшивую демократию через войны и оружие. По мнению Ахмадинежада, проблема Ирана в связи с отношением к нему международного сообщества кроется не в ядерной программе, а в независимости и прогрессе, к которому стремится, несмотря ни на что, иранский народ.
Иранский посол в Кито Махид Салехи, возражая против критики в ходе непрерывных обсуждений визита президента Ирана в Эквадор, сообщил, что обе страны предполагают подписать договоры о взаимном сотрудничестве. Например, Эквадор мог бы импортировать из Ирана сельскохозяйственную технику и мочевину (удобрение) и экспортировать какие-то сельскохозяйственные продукты, которые не производит Иран. Действия политиков направлены на побуждение торговли между обеими странами, которая, в соответствии с данными Центрального банка, почти не существует в настоящее время, но, по словам президента Корреа, эквадорские продукты поставляются в Иран через соседние страны, в частности, Турцию.
Вчера республиканский депутат Илеана Рос-Летинен высказала предположение, что визит Ахмадинежада в Эквадор связан со стремлением Ирана получить доступ к запасам урана этой андской страны. Законодательница Конгресса США заявила о стремлении нынешнего руководства Эквадора стать умышленным соучастником иранской политики, сориентированной на причинение вреда Соединенным Штатам и их союзникам. На пресс-конференции в Кито глава Эквадора, криво улыбаясь, сообщил, что для него оказалось большой новостью, что его страна обладает резервами урана и если президент Ирана приехал именно поэтому, то очень жаль, что он (Корреа) не сможет продать ему хотя бы один грамм. Во время своего выступления президент Эквадора не смог обойти молчанием передовую статью в американском издании The Washington Post, где его назвали изгоем и служкой венесуэльского президента. «Злобу некоей североамериканской элиты превосходит только их невежество» - заявил, натужно смеясь, глава маленькой банановой республики.
Посольство Эквадора в Вашингтоне выразило в минувший четверг официальное заявление, что на территории страны не существует открытых месторождений урана, которые могли бы иметь коммерческий интерес для его использования. В Эквадоре не обнаружено месторождений урана и не ведется никаких его поисков. По этой причине Эквадор не может заключать соглашения об использовании урана ни с какой страной мира, гласит официальное сообщение.