Эквадор 2011: подводя итоги. Часть 1
Июль.
Решение, вынесенное судьей по уголовным делам 15 участка провинции Гуаяс, Хуаном Паредес (это имя теперь навечно останется в истории Эквадора) по иску президента Рафаэля Корреа против оппозиционной гуаякильской газеты El Universo, стало первым грандиозным ударом по свободе слова и выражения мнения в маленькой, все еще банановой Республике. Такое единое мнение выразили представители различных международных организаций, таких, как Межамериканское общество прессы (SIP), Репортеры без границ и Межамериканской комиссии по правам человека, Human Rights Watch и дургих. По приговору суда были осуждены на три года тюремного заключения Карлос Перес Баррига, Сезар Перес Баррига, Николас Перес Лапентти (три брата, руководители газеты) и бывший редактор рубрики «Мнения» Эмилио Паласио. Помимо этого, судья обязал виновных выплатить истцу USD 40 млн за клеветнические оскорбления, которые, как заявили адвокаты Рафаэля Корреа, причинили ему непоправимый моральный вред. Помимо физических лиц, была установлена виновность – нечто неслыханное в истории юриспруденции – печатного издания, как юридического лица. С газеты должно быть взыскано в пользу президента USD 10 млн.
В основе иска и судебного решения была публикация в феврале этого же года в газете статьи No a las mentiras (Нет лжи), написанной Паласио. Имя судьи Паредес останется не только в истории Эквадора, но и отдельно в истории судопроизводства страны – постановление по делу было вынесено в рекордные сроки: менее 24 часов. Именно столько потребовалось магистру, чтобы изучить более 5 тысяч страниц дела и написать решение на 80 листах. Адвокаты подсудимых и газеты оспорили решение, но суд второй инстанции оставил постановление в силе. В настоящее время судьба свободы выражения мнения эквадорского народа зависит от решения Национального суда – дело назначено к слушанию в январе. Но Эмилио Паласио не стал дожидаться, скорее всего, заведомо известного приговора и покинул Эквадор, в настоящее время он проживает в Майами (США) и подал прошение о политическом убежище, считая себя преследуемым правящим режимом своей страны.
Президент Корреа вынужден был пожинать плоды своего триумфа: когда он в том же месяце появился в Лиме на инаугурации нового перуанского президента Ольянта Умала (национал-социалист), популярнейшая столичная газета Correo опубликовала на первой странице требование к лидеру соседней страны покинуть свободный Перу, объявив его персоной нон-грата для свободной прессы. Возмущенный Корреа потребовал от президента Умала обуздать журналистов, на что тот флегматично заметил, что нехорошо обижать гостей, но он не может диктовать сотрудникам СМИ, что и как им писать.
В конце июля начали поступать в больницы провинции Лос Риос первые жертвы контрафактного алкоголя, от которого в дальнейшем на национальном уровне умер 51 человек, десятки людей ослепли. Как выяснилось в ходе расследование, в дешевом алкоголе содержался не только этиловый, но и метиловый спирт. Учитывая ситуацию, руководство Комитета по чрезвычайным ситуациям объявило о введении чрезвычайного положения и сухого закона на 72 часа по всему Эквадору. Военные и полиция начали проводить обыски и изымать подозрительные алкогольные напитки.
Стремясь хоть как-то справиться с продолжающимся ростом преступности в стране, министр иностранных дел объявил о проведении кампании «Розыск особо опасных преступников», пообещав гражданам, сообщившим о местонахождении кого-либо из криминальных авторитетов, выплату денежного вознаграждения от USD 5 000 до 20 000. Сумма, огромная для бедного Эквадора, поэтому в некотором роде эта кампания имела успех – до конца года было задержано несколько человек из списка особо опасных преступников. Граждане, желающие поделиться с полицией полезной информацией, с июля могли звонить по телефону 1-800 Delito (1800- 335-486).
Август
Политические договоры, обещания, предоставление государственных должностей, увеличение бюджетного ассигнования в различных провинциях – все это было использовано правящим движением Alianza PAIS до того, как в Национальной Ассамблее начались перевыборы администрации. Несмотря на то, что Рафаэль Корреа постоянно критиковал старые традиции и практики партократии, депутаты фракции официалистов использовали их все, чтобы привлечь на свою сторону независимых законодателей и сохранить контроль в парламенте. Например, бывший член Социал-патриотической партии Фернандо Велес поддержал линию официалистов, несмотря на разрыв с соратниками по партии, после того, как его жена Эунисе Арке стала вице-мэром Санто-Доминго де Лос Колорадос.
Подобная тактика позволила сохранить свой пост председателю Ассамблеи Фернандо Кордеро (PAIS), его помощниками стали коллега по фракции Хуан Карлос Кассинельи (первый заместитель председателя) и представитель союзного правительству движения Поси Валаресо (второй заместитель). И все же на этот раз победа досталась правительству большой ценой, до последней минуты было неясно, чем закончится голосование. Кроме того, у официалистов уже нет абсолютного большинства в Совете законодательной администрации.
Президент Рафаэль Корреа, выступая с докладом нации 10 августа, посвятил более 35 минут своей речи тому, чтобы критиковать прессу. Потом он напомнил всем о событиях 30 сентября, упорно именуя их попыткой государственного переворота. Корреа считает, что СМИ хотят превратить правовое государство Эквадор в государство собственного мнения.
Записать ребенка в школу на 2011-2012 учебный год стало настоящей Голгофой для родителей горных и амазонских провинций Эквадора. С этого года впервые действовал территориальный принцип записи учащихся в государственные школы – иначе говоря, школьники могли поступить только в учебное заведение, ближайшее к своему дому. Несмотря на то, что руководство Министерства образования сообщило о нормальном процессе записи, в территориальных образовательных учреждениях сотни родителей, как и четыре года назад, проводили ночи на тротуарах перед учреждениями. Президент Ассоциации преподавателей Эквадора Мариана Пальяско настаивает на существующей ученической перенаселенности и недостаточности школьной инфраструктуры Эквадора.
Сентябрь.
Эквадор пережил первую годовщину со дня полицейского мятежа, оставившего не менее 10 умерших. Семьи этих людей просили правительство не устраивать кощунственных увеселительных актов. Несмотря на это, вечером 30 сентября правительство устроило массовое празднество перед трибунами на проспекте Ширис в Кито. Эти дьяволы танцуют на гробах – высказалась Лидия Ландета, мать Эдвина Кальдерон, погибшего в тот день во время непонятного освобождения президента.
Десятки автобусов прибыли в столицу, полные сторонников правительства – в основном, это были государственные служащие из всех частей страны. На организацию увеселений 30 сентября из государственной казны было потрачено более USD 68 000 только на рекламу. Группа граждан, назвавшая себя K-brea2, также вышла на улицу, протестуя против постыдного празднества при помощи гробов из картона.
Немногим ранее, 17 сентября во время дождя на севере Кито, летательный аппарат Embraer 190 авиакомпании TAME вылетел с взлетно-посадочной полосы аэропорта Марискал Сукре. На борту находилось 96 пассажиров, обошлось без жертв, однако спасатели получили приказ не выводить из самолета раненых до тех пор, пока не была удалена пресса. Владельцы нескольких поврежденных домов заявили, что им запрещены интервью. Это происшествие спровоцировало задержки остальных рейсов, так как летательный аппарат повредил радиосистему.
Октябрь.
Заявлением уполномоченных по правам человека об ожидании официального приглашения правительства Эквадора в страну, для оценки и анализа ситуации со свободой выражения, закончилось заседание Межамериканской комиссии по правам человека (CIDH) в Вашингтоне. Среди группы эквадорских журналистов, выступивших на этом заседании с доказательствами нападок главы правительства на прессу, находился Хуан Карлос Кальдерон, один из авторов книги «Большой брат». Он попросил международное сообщество провести изучение ситуации в Эквадоре, призвать правительство страны отказаться от запугивания журналистов судебными преследованиями и обеспечить беспристрастное наблюдение за процессом реструктуризации системы правосудия. Власти Эквадора ограничились заявлением, что двери в страну для правозащитников всегда открыты, хотя они примут решение CIDH только в том случае, если оно будет обоснованным. Потом началась волна пропаганды против тех непокорных журналистов, кто присутствовал в Вашингтоне, равно как и против всей структуры Организации американских государств, составной частью которой является CIDH.
18 октября несколько граждан оказались ранеными в ходе противостояния полиции и местных граждан в секторе реки Гранде, провинция Манаби. При помощи усиленных полицейских отрядов власти выдворили восемь семей с их земель, где строится плотина в рамках многоцелевого проекта Чоне. Район объявлен зоной безопасности.
В пятницу, 28, с рассвета ряд государственных учреждений был переполнен полицейскими и военными. Причиной для повышенных мер безопасности стало принудительное увольнение более 2 000 государственных служащих, начавших работу в госструктурах еще до прихода к власти Рафаэля Корреа.
Ноябрь.
Не будучи одобрена парламентом Эквадора, опубликована и тем самым вступила в силу девятая за последние четыре года налоговая реформа, призванная обеспечить поступление в государственную казну дополнительных USD 360 млн. Хотя законопроект был отправлен в Ассамблею в конце октября с характером экономический срочный, законодательная Комиссия экономического развития, возглавляемая Пако Веласко (PAIS), не представила доклад в пленарное заседание даже для первой дискуссии. Оппозиция попыталась воспрепятствовать столь неприкрытому проталкиванию нужного правящему режиму законопроекта, приняв запретительное решение, но президент Корреа охарактеризовал позицию своих противников как паясничанье и объявил, что налоговая реформа действует.
В результате этой реформы увеличился от 2 % до 5 % размер налога на вывод валюты, закреплен дополнительный налог на пластиковые бутылки, увеличились налоговые ставки на сигареты и алкогольные напитки, введен новый налог на автомобили.
Бывшая служащая правительства Моника Чухи осуждена на год тюремного заключения и выплату убытков в сумме USD 100 000 за то, что позволила себе назвать нуворишем Винисио Альварадо, сотрудника администрации президента Корреа. Впрочем, решение было архивировано, после того как Альварадо милостиво простил индейскую активистку. Чухи заявила, что ее не за что прощать.
Парламент принял проект бюджета Эквадора на 2012 год, достигший USD 26 млрд 109 млн с фискальным дефицитом USD 4 млрд 233 млн. Основная часть бюджета предназначена на выплату зарплаты многократно увеличившемуся чиновничьему сектору.
Декабрь.
8 декабря произошел взрыв в Кито, на складе специального полицейского отряда – группы вмешательства и спасения, где хранились взрывчатые вещества. Склад находился в районе Пусуки, 149 человек в результате было ранено, один получил тяжелые ранения и до сих пор остается в больнице. Несколько домов пострадало. Согласно докладу полиции, причиной взрыва стала маленькая искра, возникшая, когда пострадавший полицейский закрыл дверь хранилища.
23 декабря бывший эквадорский вице-президент Альберто Даик возвратился в страну спустя 16 лет пребывания в изгнании на Коста-Рике. Его возвращение стало возможным после того, как судья Национального суда Эквадора (CNJ) Эрнан Ульоа заменял приказ об аресте на альтернативную меру пресечения. Даик обвиняется в казнокрадстве, обвиняемый имеет возможность лично представить доказательства в свою защиту. Предполагается, что решение будет вынесено в январе.
Судья Ульоа уверил, что любой беглец от правосудия мог бы вернуться в Эквадор, имея в виду случай экс-президента Абдала Букарам. Сам лидер PRE не выразил никакого интереса к подобному предложению, а его сын, депутат парламента Эквадора, сообщил, люди из правительства просили его голосовать в поддержку официалистов в обмен на возможность возвращения на родину его отца.
Не так благосклонен правящий режим Эквадора к бывшему президенту этой страны Хамилю Мауад. Коллегия CNJ вынесла постановление об объявлении экс-президента в международный розыск, приказ об аресте как его самого, так и всего имущества.
Хайме Мантилья Андерсон, управляющий газеты Hoy, был осужден на три месяца тюрьмы и выплату USD 25 штрафа за предполагаемое оскорбление Педро Дельгадо, двоюродного брата президента Рафаэля Корреа Дельгадо, ныне назначенного главой Центрального банка. Кузен президента потребовал от руководителя газеты сообщить ему источник информацию и имя журналиста, написавшего серию вышедших в печать статей, содержащих убедительные доказательства влияния Дельгадо на правительство своего двоюродного брата. После вынесения приговора Дельгадо отказался от своего иска, но Мантилья уверил, что подаст апелляцию.