С 30 апреля 2024 года в Гааге Международный Суд (МС) начал судебный процесс, на котором будут заслушаны аргументы Мексики в связи с нарушением неприкосновенности ее дипломатического представительства в Кито в рамках иска, возбужденного правительством Андреса Мануэля Лопеса Обрадора против правительства Эквадора. Противостояние между двумя странами обострилось 5 апреля, когда сотрудники национальной полиции силой проникли в посольство Мексики в Кито, чтобы арестовать бывшего вице-президента Хорхе Гласа, который находился там с 17 декабря 2023 года и которому было предоставлено политическое убежище в ответ на объявление «персоной нон грата» посла Ракель Серур Смеке, и ее последующую высылку.
На первой стадии процесса судьи Международного суда заслушали обоснования и изложение фактов представителем Мексики, а 1 мая выступит команда защиты Эквадора, чтобы изложить мотивы правительства Эквадора. Позицию Эквадора будет отстаивать посол в Нидерландах Андрес Теран Паррал. В делегации также примет участие директор по международным делам и арбитражу Генеральной прокуратуры Ана Мария Ларреа, и юристы Майкл Вудс, Шон Мерфи, Альфредо Кроссато и Оми Сендер.
Бывший премьер-министр Франсиско Проаньо Аранди прокомментировал, что если Эквадор столкнется с заключением или приговором Международного суда, в первом случае это может стать тревожным сигналом для обеих стран. В случае вынесения приговора, страна может столкнуться с возможностью международного осуждения, которое может повлечь за собой экономические санкции.
После представления аргументации сторонами, судьи Международного суда должны запросить все документы и постановления, которые существуют по делу. «Международный суд обычно запрашивает всю возможную документацию, заявления или решения международных органов. В данном случае у ОАГ уже было решение, когда возникла проблема, и это было сбалансированное решение», - уточнил Проаньо Аранди. Он напомнил, что в этой резолюции осуждалось нарушение Эквадором дипломатического представительства, но в то же время в двух абзацах, без прямой ссылки на Мексику, напоминалось о необходимости уважать внутренний режим страны пребывания и, кроме того, проявлять большую осторожность, чтобы не нарушать Каракасскую конвенцию о предоставлении политубежища».
Рассматривая иск, поданный Эквадором в ответ на иск Мексики, Проаньо Аранди отметил, что «очень хорошо, что Эквадор выдвигает свой иск против Мексики, потому что в последние недели мы увидели, что Эквадор также может кое-что сказать об отношении Мексики». Экс-дипломат уточнил, что несоблюдение Мексикой Венской конвенции о дипломатических отношениях выглядит очевидным, ввиду предоставления убежища лицу, обвиняемому и осужденному за общеуголовные преступления, которое не является политическим преступником. Таким образом, Международный суд должен учесть, что Мексика даже придумала квалифицировать Хорхе Гласа как «гостя» - термином, которого не существует в международном праве.
Но адвокат по конституционным вопросам Эстебан Рон считает, что стратегия, разработанная Министерством иностранных дел Эквадора, может рассматриваться как ошибка, поскольку иск, поданный страной против Мексики, не повлияет на действия, которые будут рассмотрены в Гааге. Сантос пояснил, что стратегия Эквадора по удовлетворению иска Мексики заключается в этом встречном иске, но ни при каких обстоятельствах это не является ответом, поскольку международные судебные процессы независимы. Он уточнил, что каждый иск будет рассматриваться отдельно и они не будут влиять друг на друга.
Рон уточнил, что на этапе устной подачи иска Мексика представит обоснования и изложение фактов нарушения ее дипломатического представительства, а Эквадор на следующий день должен представить фактическое обоснование фактов, запрошенных Мексикой. В этой связи он предупредил, что Эквадор должен проявлять осторожность при представлении своих аргументов. «Мы знаем, что имело место нарушение, но Эквадор не может признать это нарушение», - пояснил эксперт. Рассматривая содержание иска, поданного Эквадором, Эстебан Рон отметил, что он направлен на то, чтобы показать неправильное использование Мексикой статуса политического беженца и вмешательство во внутренние дела страны Лопеса Обрадора, но доказать это будет довольно сложно.
Эстебан Сантос, специалист по международным отношениям из Университета Лас Америкас (UDLA), объяснил, что судебный процесс, инициированный 29 апреля 2024 года правительством Эквадора, направлен на выравнивание поля в международном правосудии. По его мнению, эту меру следовало принять раньше, учитывая, что, по мнению правительства Эквадора, посольство Мексики нарушило конвенции о политическом убежище. «То, что делает Эквадор, на мой взгляд, правильно – он пытается выровнять ситуацию, он представляет в юридическом плане встречный иск, что он должен был сделать с самого начала», - отметил эксперт.
Сантос уточнил, что, раз Мексика нарушила статью 3 Каракасской конвенции о политическом убежище, именно Эквадор должен был активизировать разбирательство в международных инстанциях и при наихудшем сценарии подать заявление, как делает сейчас. По его мнению, важный момент в этом споре с Мексикой зависит от политической ситуации обеих стран. Он отметил, что президент Лопес Обрадор использует его в качестве темы предвыборной кампании. Но, хотя Эквадор подал жалобу на нарушения Мексикой правил предоставления убежища, представить это в качестве оправдания того, что сделал Эквадор, нельзя.