Аргументы правительства президента Даниэля Нобоа по поводу кризиса между Эквадором и Мексикой не были приняты на заседании Постоянного совета Организации американских государств (ОАГ) 9 апреля 2024 года в Вашингтоне. Встреча, созванная по просьбе Эквадора для обсуждения правил дипломатических отношений и предоставления убежища, началась с присутствия 23 из 34 представительств, входящих в состав Постоянного совета. Едва ли дюжина послов взяли слово и заявили об обязательности соблюдения международного права и что нет никаких оправданий нарушению неприкосновенности дипломатических представительств.
Эквадор обратился в ОАГ с просьбой пересмотреть правила предоставления убежища после нападения на посольство Мексики. Заседание было проведено после вторжение на территорию мексиканского посольства в Кито национальной полицией и захвата бывшего вице-президента Хорхе Гласа в прошлую пятницу, 5 апреля, что привело к разрыву отношений между двумя странами. Лишь три страны (Аргентина, Коста-Рика и Перу) призвали государства нести ответственность за предоставление политического убежища, чтобы не злоупотреблять дипломатическим статусом в случаях, которые этого не заслуживают. Этот вопрос будет рассмотрен также на новой внеочередной сессии, созванной 10 апреля в 10:00 по просьбе Колумбии и Боливии.
Правительство Эквадора было представлено заместителем министра иностранных дел Алехандро Давалосом. Замминистра разделил свое выступление на две части. Первая касалась правового статуса Хорхе Гласа, а вторая – действиям Мексики в этом вопросе. О бывшем вице-президенте Давалос рассказал, что 17 декабря 2023 года тот явился в посольство Мексики в Эквадоре, где остался в качестве «гостя». И напомнил, что в отношении Гласа есть два приведенных в исполнение приговора и еще один судебный процесс по подозрению в совершении преступления. Несмотря на это, Мексика приняла его как гостя и просителя убежища, чтобы «таким образом он мог избежать правосудия». Кроме того, причины, по которым Глас оказался на свободе, были признаны Конституционным судом 28 февраля 2024 года неправомерными, и в отношении Гласа имелся ордер на арест.
Таким образом, по словам Давалоса, Мексика помешала функционированию судебной системы Эквадора. «Происхождение этого дипломатического кризиса напрямую связано со случаями коррупции и попытками уклониться от правосудия, способствуя злоупотреблению дипломатическими иммунитетами и привилегиями, а также конвенциями, регулирующими институт предоставления убежища», - подчеркнул представитель эквадорского МИД. Давалос рассказал членам ОАГ, что правительство с самого начала объяснило мексиканским властям, что в данном случае убежище не предоставляется, поскольку речь идет о процессах по делам об общеуголовных преступлениях в обычных судах.
Представив свои аргументы, Министерство иностранных дел 29 февраля обратилось в посольство Мексики с просьбой разрешить полиции выполнить ордер на арест. Но ей было отказано. Таким образом, мексиканское правительство нарушило несколько принципов международного права: Каракасскую конвенцию о предоставлении убежища (предоставив эту меру гражданину, осужденному за общеуголовные преступления), Венскую конвенцию (неправильно используя дипломатическую штаб-квартиру для размещения лиц, скрывающихся от правосудия, а не для выполнения служебных обязанностей) и нарушила принципа невмешательства во внутренние дела других государств, когда президент Андрес Лопес Обрадор поставил под сомнение результаты внеочередных выборов в августе после убийства кандидата в президенты Фернандо Вильявисенсио.
Именно тогда молодой и амбициозный президент Даниэль Нобоа отреагировал и объявил посла Мексики Ракель Сера персоной «нон грата». После этого президент Лопеса Обрадора предоставил политическое убежище бывшему вице-президенту Гласу, через три месяца после того, как он укрылся в мексиканском посольстве в Кито. «Очевидно, что убежище, предоставленное сеньору Гласу мексиканским правительством, может отвечать оценкам политической близости, а не юридического и дипломатического характера», - заявил Давалос.
Замминистра Давалос проинформировал представителей ОАГ о том, что исполнительная власть Эквадора ограничилась выполнением приказов национальной юстиции перед лицом опасности побега Хорхе Гласа. «Чего может ожидать общество, если люди, приговоренные к смертной казни, уклоняются от правосудия, какую безопасность может иметь гражданство, если его руководители не будут действовать эффективно для борьбы с безнаказанностью и преступностью», - заявил эквадорский дипломат, пытаясь убедить коллег в законной обоснованности действий своего правительства. Исходя из этих аргументов, Эквадор призвал международное сообщество «пересмотреть и обновить правила предоставления дипломатического убежища и другие международные документы, чтобы искоренить новые преступные явления международной организованной преступности».
Давалос завершил свое 27-минутное выступление, заявив, что правительство Нобоа заинтересовано в возобновлении двусторонних отношений с Мексикой и преодолении нынешней ситуации. Но все эти доводы не были приняты во внимание, большинство стран осудили действия правительства Даниэля Нобоа.