Дело «Местастазы», в рамках которого к расследованию привлечено уже 38 человек по подозрению в предполагаемой связи с покойным наркобароном Леандро Нореро Тигуа по прозвищу «Эль Патрон», выявило проникновение наркоторговли в национальную полицию, заявила Генеральный прокурор Диана Саласар. В ходе расследования этого дела удалось выявить восемь высокопоставленных полицейских чиновников, которые, как утверждается, работали с Нореро, в том числе фальсифицировали доказательства и влияли на судебное разбирательство против него.
В ходе прокурорского расследования удалось установить предполагаемую преступную организацию, возглавляемую Нореро, в которую входили адвокаты, судьи, прокуроры, полиция и сотрудники Службы помощи взрослым заключенным и подросткам-правонарушителям (SNAI). Полицейские, как сообщается, сыграли ключевую роль в пользу Нореро в продолжающемся судебном процессе по делу об отмывании денег, возбужденном против него. «Эль Патрон» был арестован в мае 2022 года в ходе масштабной операции в своем доме, расположенном в роскошной урбанизации Рибера дель Батан, в Самборондоне. Против него было возбуждено уголовное дело по обвинению в отмывании денег.
Дом со всем, что в нем находилось, был конфискован, как и другое имущество, автомобили и предметы домашнего обихода. Но Нореро хотел найти способ вернуть хотя бы часть своих вещей. Сообщения, найденные на телефоне покойного Нореро и теперь используемые в деле, доказывают, что один из его адвокатов сообщил, что у него есть контакт с подполковником Нейсером Масоном, главой района Самборондон. Полицейский также был задержан, и он является одним из фигурантов этого дела. Адвокат рассказал «Эль Патрон», что полковник Масон вместе с другими полицейскими помог вынести скульптуры из дома на Рибера дель Батан. Это, как рассказала прокурор Диана Саласар, было частью фальшивой операции, которую они организовали в координации с защитой Нореро, чтобы вынести часть имущества из особняка.
Масон также направил полицейских для обеспечения безопасности дома Нореро, согласно обвинительному заключению Генпрокурора. В одном из сообщений адвокат прислал «Эль Патрон» фотографию офицеров Александера Исы и Андреса Гарсии (также задержанных), охраняющих дом. Оба были «завербованы» Масоном. В качестве оплаты Масон попросил Нореро оплатить счет его жены в больнице в Гуаякиле и купить билет на самолет для его сына, который учился в России, чтобы тот мог приехать на каникулы в Эквадор навестить свою семью. В конце концов, дом вернулся в руки Нореро благодаря решению, вынесенному судьей кантона Конкордия Анхелем Линдао. Судья также связан с этим делом, обвиняемый в получении денег от Нореро за это решение.
Кроты Нореро в полиции также стремились напрямую повлиять на дело, возбужденное против него и его семьи прокурором Лидией Сарабией, об отмывании денег, заявила Саласар. В сообщениях показано, что адвокаты наркоторговца сообщали ему о переговорах, которые они вели с полицейскими, которые помогли подтасовать доказательства или создать проблемы в расследовании. Фигурантами этой части дела являются: Эктор Паредес Флорес, агент Управления по борьбе с отмыванием денег (Dilat), которого Нореро и его адвокаты характеризовали как свою «пешку». Он отвечал за отправку защите «Эль Патрона» черновиков отчетов, тем самым оказывая влияние и подрывая расследование. Прокурор Саласар заверила, что им была получена взятка в размере USD 300 000 за фальсификацию доказательств, отчетов и процессуальное мошенничество.
Кристиан Чикаиса Чаука, полицейский, получил мобильный телефон iPhone 13 max в подарок от Нореро через его адвокатов в обмен на то, что он передаст им информацию о расследованиях. Однако в аудиозаписи защита сообщает Нореро, что Чикаиса не собирается пользоваться мобильным телефоном, потому что его коллеги поинтересовались, откуда у него такой дорогой телефон. Этого человека просили забрать телефоны Нореро, которые были изъяты после его задержания.
Анхель Леаль Пинкай, агент Национального управления по борьбе с преступлениями против жизни (Dinased). Он сливал информацию об оперативниках указанного управления, скрывал данные о местонахождении Нореро и местонахождении организаций, связанных с ним. Хенаро Гарсия Седеньо, полицейский и компьютерный эксперт. В расследовании также фигурирует имя другого полицейского: Армандо Эриберто Руиса Торреса, майора национальной полиции, который работал начальником округа в Кольте, провинция Чимборасо. Этот человек якобы работал напрямую с Нореро, отмывая его деньги через покупку и продажу автомобилей. По данным прокурорского расследования, он получал чеки, которые депонировал, и после «отмывания» денег они использовались для дачи взяток судебным чиновникам.