Президент Гильермо Лассо представил вопросы для всенародного референдума. Для правительства Эквадора главной задачей является борьба с ростом преступности. Поэтому на суд эквадорских граждан выносится восемь вопросов по трем направлениям: безопасность, институциональные изменения и окружающая среда.
В парке Карапунго, в церковном приходе Кальдерон, на севере Кито, в сопровождении нескольких министров он сказал, что эта инициатива далека от политического популизма и направлена на благо страны. «От этого референдума выиграют все: семьи жертв, которые надеются на справедливость, выиграют районы, которые хотят жить в мире. Выиграют наши общественные силы, которые получат поддержку, эквадорцы будут лучше защищены, малые предприниматели смогут с уверенностью возобновить свою деятельность, а граждане найти безопасную работу. Победит природа, наша земля», - заявил Лассо.
Вопросы поступили в Конституционный суд. Документ состоит из 470 страниц, на которых подробно описан каждый вопрос плюс приложения. Лассо и его команда разработали обоснование, подготовили ссылки на соответствующее законодательство, в том числе международное. Конституционный суд имеет 20 дней для вынесения заключения, все замечания могут быть устранены исполнительной властью. Если вопросы будут одобрены, у национального избирательного совета есть 15 дней для созыва парламентского голосования, а с момента созыва может пройти не более 45 дней для собственно голосования. Референдум может пройти до местных выборов 5 февраля 2023 года или в тот же день.
Президент Лассо уверяет, что никаких существенных изменений в Конституции Эквадора не предполагается.
Вот содержание предлагаемых вопросов:
1. Согласны ли вы с тем, чтобы Вооруженным силам была разрешена дополнительная поддержка функций национальной полиции по борьбе с организованной преступностью путем внесения поправок в Конституцию (в соответствии с положениями приложения 1)?
Согласно тексту, в стране действует 25 организованных преступных групп, принадлежащих к различным международным преступным организациям. Денежная стоимость наркотика, изъятого в Эквадоре за последние пять лет, составила USD 1 млрд 360 млн. На текущий 2022 год стоимость конфискованного наркотика составляет USD261 млн, что уже превысило данные за 2017, 2018, 2019 и 2020 годы. Для усиления контроля необходимо отказаться от постоянного чрезвычайного положения и улучшить координацию. Утверждение этого вопроса вносит изменения в статью 158 Конституции.
2. Согласны ли вы разрешить экстрадицию эквадорцев, совершивших преступления, связанные с транснациональной организованной преступностью, с помощью процедур, уважающих права и гарантии, путем внесения поправок в Конституцию (в соответствии с приложением 2)?
В тексте говорится, что экстрадиция является регулируемым механизмом борьбы с безнаказанностью. Одним из оправданий внесение этого вопроса на всеобщее голосование является неадекватность государственных учреждений Эквадора в борьбе с организованной преступностью. Есть связи преступников с Колумбией, Мексикой и Венесуэлой. По словам Лассо, это касается торговли оружием, торговли кокаином, людьми и отмыванием активов. Если народ поддержит данное предложение, парламент должен будет внести поправки в закон «Об экстрадиции».
3. Согласны ли вы гарантировать автономию Генеральной прокуратуры, чтобы она отбирала, оценивала, продвигала по службе, обучала и наказывала своих сотрудников, через Налоговый совет, что вносит поправки в Конституцию (в соответствии с приложением 3)?
В запросе на проведение всенародного опроса отмечается, что существует конституционная гарантия, направленная на то, чтобы каждый орган судебной власти был свободен от внутреннего и внешнего вмешательства в его работу, связанную с отправлением правосудия. Но в случае Прокуратуры в ее работу вмешивается Судебный Совет, что влияет на автономию и независимость ведомства. Это усугубляет недоверие граждан. В стране существует дефицит в размере 602 бюджетных мест. Предлагаемое изменение предусматривает создание Налогового совета в составе семи человек. С принятием поправки в статью 181 все процессы набора персонала будут считаться недействительными. Прокуратура должна будет направить реформу в Кодекс судебной власти, и она должна быть принята максимум через год. До этого момента Прокуратура сформирует Прокурорский совет в течение 30 дней. По этому вопросу Прокуратура сама выразила несогласие, и намерена отправить свои замечания в Конституционный суд.
4. Согласны ли вы с сокращением числа депутатов законодательного собрания и с тем, чтобы они избирались в соответствии со следующими критериями: 1 член законодательного собрания на провинцию и 1 дополнительный член законодательного собрания провинции на каждые 250 000 жителей; 2 национальных члена законодательного органа власти на миллион жителей и 1 депутат на каждые 500 000 жителей, проживающих в восточной части страны, что вносит поправки в Конституцию (в соответствии с приложением 4)?
Для правительства характерна неудовлетворительная модель представительности и пропорциональности состава Национальной Ассамблеи. Кроме того, отсутствует доверие к законодателям со стороны избирателей, что происходит из-за автоматического распределения мест без учета плотности населения и разделения по избирательным округам, что приводит к уменьшению числа избирательных единиц. Для этого предлагается избирать одного депутата парламента от провинции, исключить фиксированные места для зарубежных избирательных округов, столичных округов и регионов. Таким образом, количество парламентариев сократится со 137 до 100. Здесь предлагается изменить статью 118 Конституции. Если вопрос будет одобрен, Ассамблея должна в течение года принять соответствующий закон. Кроме того, в Министерстве иностранных дел будет вестись учет эквадорских граждан, постоянно проживающих за границей. И есть положение, согласно которому в случае проведения досрочных выборов депутатов законодательного собрания должны использоваться предоставленные Министерством иностранных дел данные о гражданах, находящихся за границей.
5. В. Согласны ли вы с требованием, чтобы политические движения имели минимальное количество членов, равное 1,5% от списка избирателей в конкретной юрисдикции, и обязывали их вести реестр своих членов, периодически проверяемый Национальным избирательным советом, с внесением поправки в Конституцию (в соответствии с приложением 5)?
Лассо уверяет, что этот вопрос служит для решения проблемы низкого качества политических организаций, фрагментации, нарушения принципа равенства и отсутствия надежной регистрации в CNE. Например, прямо сейчас существуют движения, насчитывающие менее 100 человек, которые могут выдвигать кандидатов в префекты и вице-префекты. Есть цифры, которые «смехотворны», говорится в тексте президента. В 80 кантонах для выдвижения на выборы партии или движения требуется менее 10 человек, что обошлось стране в USD122 млн в период с 2013 по 2021 год для фонда содействия выборам. Для изменений предусмотрен переходный режим, чтобы не было автоматического удаления организаций. У национальных партий будет один год на перерегистрацию, а у секционных движений – 180 дней. С принятием поправок вносятся поправки в статьи 109 и 112 Конституции. Объединения, не соответствующие требованиям, будут удалены. Кроме того, CNE дается 180 дней, чтобы система была доступна для запроса статуса принадлежности всех граждан.
6. Согласны ли вы с отменой полномочий Совета гражданского участия и общественного контроля назначать органы власти и внедрением процессов, обеспечивающих демократию, общественный контроль, сотрудничество и контроль со стороны различных институтов, чтобы именно Национальная Ассамблея назначала посредством этих процессов органы власти, которые в настоящее время избираются Советом, что предусматривает поправки в Конституцию (в соответствии с приложением 6)?
Согласно тексту президента, одна из самых серьезных проблем заключается в том, что через Совет по участию можно контролировать три из пяти органов государственной власти: выборы, правосудие, прозрачность. И еще прокурор, который влияет на выборы конституционных судей. Предложение направлено на то, чтобы советники назначались парламентом, с процессом отбора по заслугам и сокращением времени для назначения. В документе подробно описаны процессы отбора для каждого органа власти. Изменения предусматривают изменения в 19 статьях Конституции. Добавлено два раздела с 16 статьями, внесены изменения в закон о законодательной власти.
7. Согласны ли вы с включением подсистемы защиты водных ресурсов в Национальную систему природоохранных территорий путем внесения поправок в Конституцию, в соответствии с приложением 7?
Правительство считает, что в реализации мер по охране водных ресурсов отсутствует модель управления, финансирования и систем участия. Из-за этого существует опасность нехватки водных ресурсов и подверженность нелегальному рынку. Таким образом, в тексте, представленном в Конституционный суд, говорится, что для укрепления признанных прав на природу и источники воды необходима защита права на воду – водохранилища должны стать «частью подсистем национальной системы охраняемых территорий Эквадора». Для этого он предлагает изменить статью 405 Конституции. У Ассамблеи есть срок в один год для внесения поправок в Экологический кодекс. До тех пор Министерство окружающей среды будет применять поправку посредством министерских соглашений.
8. В. Согласны ли вы с тем, что отдельные лица, общины, народы и национальности могут быть получателями компенсаций, должным образом урегулированных государством, за их поддержку создания экологических услуг путем внесения поправок в Конституцию, в соответствии с приложением 8?
Согласно документу, существуют огромные проблемы в сохранение окружающей среды и ее связь с экономикой. Кроме того, существует необходимость в укреплении и уважении международных документов по этому вопросу. Рынок углеводородов требует большей актуальности. Для этого устанавливаются платежи за экологические услуги, пользующиеся международным признанием и уже имеющие 550 проверенных схем из разных стран Америки. Одна из целей состоит в том, чтобы наиболее нуждающееся население, которое отвечает за заботу о природе, могло получить финансовую выгоду. Это предложение, говорится в тексте, позволит обеспечить финансовые стимулы и вознаграждение за защиту, поддержание, использование экологических услуг и будет способствовать реализации прав природы. И это не всегда деньги. Для этого предлагается изменить статью 74 Конституции. Кроме того, у Ассамблеи есть год на внесение поправок в Экологический кодекс. До тех пор Министерство окружающей среды будет применять поправку посредством министерских соглашений.