Военная операция России на Украине стала неприятным сюрпризом для Эквадора, когда меньше всего этого ожидалось, и быстро начали появляться сообщения о бедствиях сотен эквадорских граждан, пытавшихся избежать войны, которая казалась такой далекой. Более 800 эквадорцев, проживавших на Украине, большинство из которых студенты, были вынуждены изменить форму обучения и начать прятаться по мере развития конфликта, о котором они слышали за несколько дней до того, но никто не верил, что это наступит.
Это история многих молодых людей, иностранных студентов, которые должны были участвовать в гонках, оставив почти все позади, несмотря на то, что до последнего момента украинские власти уверяли их в том, что конфликт на Донбассе вряд ли перерастет в вооруженное противостояние.
Министр иностранных дел Эквадора Хуан Карлос Ольгин, отвечающий за процесс эвакуации своих соотечественников, сопереживал драме сотен родителей, которые требовали помощи для своих детей. Темные круги и усталость на его лице на пресс-конференциях свидетельствовали об интенсивной деятельности, которую развернуло эквадорское Министерство иностранных дел, чтобы успокоить сограждан и помочь молодым людям, которые бежали, рассказывая о своих драматичных приключениях в социальных сетях.
Ольгин привел в пример один из тяжелых эпизодов, который произошел сразу после начала конфликта, когда эквадорка со своим месячным ребенком пыталась добраться до Венгрии. Как раз в тот момент, когда она собиралась пересечь границу, правительство этой европейской страны изменило миграционные правила и решило, что оно принимает только людей, путешествующих на автомобилях. Молодая мать должна была вернуться на вокзал в Украине, чтобы ждать. Ольгин рассказал о разочаровании и беспомощности, которую он испытывал, не имея возможности что-либо сделать, несмотря на помощь самого посла Венгрии в Кито. Женщине и ее ребенку после многочасовых мучений наконец удалось пересечь границу со второй группой беженцев. Это один из тех случаев, которые нельзя забыть, признался он.
И есть много других историй, хотя каждая из них особенная, особенно для их семей. Из 800 эквадорцев, проживающих в Украине – это одна из самых многочисленных групп среди латиноамериканских студентов – 80% решили вернуться, но десятки предпочли остаться, и это еще одна проблема. Ольгин подчеркнул, что у него нет выбора, кроме как требовать от них покинуть Украину, но если они этого не сделают, то это будет их ответственность за отказ от помощи и пребывание в зоне военных действий, со всем, что за этим может последовать.
Мария де Лурдес Эррера – мать Дианы Гайбор, студентки-стоматолога Запорожского университета, куда она приехала около четырех лет назад, а теперь ей пришлось бежать от войны. Сейчас девушка находится в Словакии, ожидая возвращения в Эквадор, что успокаивает ее мать после перипетий сложного периода. Диана, по словам матери, никогда не плакала, общаясь с родными в социальных сетях, возможно, чтобы не усиливать их беспокойство после ее внезапного бегства из Киева, где она планировала продолжить обучение на английском языке.
Молодая женщина мечтает о том, что война закончится и она сможет вернуться на Украину, чтобы закончить учебу, хотя пока это кажется невероятным, и поэтому ее мать приехала в офис Министерства иностранных дел в Кито, чтобы узнать о планах правительства по размещению студентов в университетах Эквадора. Мария Лурдес также мечтает, что ее дочь и те, кому пришлось бежать от военного конфликта, смогут сделать это в мирном будущем.