Нет мира в Эквадоре. Замораживание цен на топливо, объявленное президентом Гильермо Лассо, сегодня порождает национальную акцию протеста против политики правительства и усугубляет внутренний раскол в стране. С одной стороны, Федерация коренных народов Эквадора (Conaie), индейское политическое движение «Пачакутик» и несколько сельскохозяйственных организаций побережья объявили, что они будут и далее выступать против цен за галлон дизельного топлива в USD 1,90 и за галлон бензина USD 2,55.
На другой стороне правительство, которое предупредило, что оно примет мирные демонстрации, но будет действовать «с законом в руках» в случае возникновения хаоса и блокады дорог. Министр Александра Вела заверила, что те, кто намерен прибыть в Кито, смогут сделать это с мирными намерениями. Вместе с тем, она уточнила: «в тот момент, когда будут совершаться насильственные действия, эквадорское государство ответит законом и будет постепенно применять силу и передавать любого, кто совершит акты насилия, эквадорскому правосудию».
Она также напомнила, что блокирование путей для препятствования свободному перемещению людей или товаров является преступлением. Национальная полиция и Вооруженные силы будут следить за порядком и обеспечивать движение транспортных средств по всей стране.
Леонидас Иса, президент «Конаие», объяснил, в свою очередь, что индейцы и различные организации используют свое право на сопротивление. Он заявил, что акции протеста будут проводиться на каждой национальной территории. «Всегда наши протесты мирные, проблема в том, что, когда ее не слышат, правительство ставит полицейских, военных, то там начинаются конфронтации», - пояснил глава индейской организации.
Иса пояснил, что они требуют от правительства заморозить цены на топливо на уровне USD 1,50 за галлон дизельного топлива и USD 2,10 за бензин. «Принять USD 1,90 за дизельное топливо – это значит принять цены 2019 года», - заявил он. Компенсации за рост цен на топливо, по словам Исы, должны включать тяжелогрузный и общественный транспорт, автобусы, такси; на побережье – трехколесные мопеды и ремесленные рыбачьи лодки, сельскохозяйственную технику в Сьерре и в Амазонии – каноэ.
Для политического аналитика Мадлен Молины, правительство не может достичь согласия с «Конаие», а значит, протесты будут продолжаться и истощать режим. Иса подтвердил, что сегодня диалог с властями зашел в тупик. Тем не менее, эта возможность остается, если «будет показана готовность серьезно обсуждать проблемы топлива».
Министр Вела, со своей стороны, признала, что невозможно добиться результата диалога «за пять секунд». Она напомнила, что у правительства есть план, за который проголосовало большинство эквадорцев, выбрав Гильермо Лассо президентом. По ее словам, среди других вопросов, которые интересуют исполнительную власть – экономическое возрождение, продвижение вакцинации до декабря, создание 2 млн рабочих мест до следующего года, восстановление систем образования и здравоохранения, борьба с социальной незащищенностью.
По мнению аналитика Сантьяго Басабе, это будет сложная неделя, и он не видит плана управления ситуацией. »Я думаю, что в правительстве есть противоречивые решения, и это отнимает авторитет у президента Лассо, уже принятое решение является противоречием, так как неделю назад он упомянул, что не собирается отменять систему ценовых диапазонов на топливо», - добавил он.
Законодатель Сальвадор Кишпе из «Пачакутик» также объявил вчера, что они присоединяются к протестам ввиду «насмешки в виде замораживания» цен на топливо. Леонидас Иса, со своей стороны, отрицал, что существует раскол в отношениях «Конаие» с политической организацией, которая представляет интересы индейского народа в парламенте.
Луис Пачала, секретарь по управлению народами и национальностями, отрицал, что он хочет создать раскол в движении коренных народов, и поддержал меры, принятые правительством, чтобы попытаться сбалансировать государственные финансы. «Мы хотели бы, конечно, снизить цены до того уровня, что хотят граждане. Но мы также спрашиваем, с таким высоким дефицитом бюджета – USD 6,5 млрд, кто и как будет оплачивать текущие расходы, которые есть у государства?», - заявил он.