Президент Гильермо Лассо ввел чрезвычайное положение на всей территории Эквадора «в связи с серьезным внутренним потрясением», вызванным преступной волной, которая была отмечена в последние недели, и ростом числа преднамеренных убийств. Это означает, что в течение следующих двух месяцев военные и полицейские выходят на улицы, площади и проспекты для совместного патрулирования, на фоне объявлений о протестах против правительства в связи с ежемесячным увеличением стоимости топлива и экономическими вопросами, представляющими национальный интерес.
Кроме того, по мнению аналитиков и конституционалистов, президент пытается таким образом проложить путь к ускорению подачи и утверждения двух законопроектов в Национальной Ассамблее, которые ранее были частью спорного закона «О создании возможностей», рассматривавшего налоговые и трудовые вопросы в одном документе. По мнению специалиста по конституционному праву Андре Бенавидеса, основанное на статье 140 Конституции чрезвычайное положение позволяет президенту направить два проекта срочного экономического характера одновременно. «Но даже с чрезвычайным положением в тюремной системе, о чем указ был подписан еще 29 сентября, он мог сделать это без каких-либо неудобств», - считает юрист.
Как и в последнем указе, Лассо принял эту меру в связи с «серьезным внутренним потрясением», вызванным гибелью более 100 заключенных одновременно в Приморской тюрьме. Вместе с тем, депутаты от оппозиции и юристы-конституционалисты поставили под сомнение это положение, поскольку два неотложных экономических проекта не могут быть направлены после объявления чрезвычайного положения в центрах социальной реабилитации.
С другой стороны, отметил Бенавидес, еще одним ключевым аспектом является термин «серьезные внутренние потрясения», который должен быть оценен Конституционным судом. «С квалификацией «серьезное внутреннее потрясение президент или парламент могут активировать механизм перекрестной смерти. Например, серьезные внутренние потрясения могут произойти, если в стране нарастают протесты по экономическим вопросам или что-то еще, причинно-следственная связь довольно широка».
По мнению политолога Даниэля Креспо, перекрестная смерть является одним из путей осуществления исполнительной власти своего плана работы и предотвращения любых препятствий, как отметил президент в своих выступлениях. Но, по его мнению, Лассо продвигает налоговые изменения без надлежащего уважения политических переговоров, настаивая на достижении своих целей. Он также пытается передать сообщение своим избирателям, что если все не изменится, это по вине депутатов Национальной Ассамблеи.
Другие юристы считают, что новый указ не ограничивает права граждан. Специалист по конституционному праву Эмилио Суарес объяснил, что он не приостанавливает и не ограничивает свободу передвижения, информации, а также свободу собраний или гражданских ассоциаций. «Указом президента была активирована мобилизация Вооруженных сил и полиции на улицы для проведения оперативных мероприятий по контролю оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, контролю оборота наркотиков, реквизициям наркотиков и патрулирование 24 часа в сутки, но эти действия не ограничивают никаких прав граждан», - отметил он.
Новое ЧП предусматривает присутствие Вооруженных сил в провинциях Эль Оро, Гуаяс, Санта Елена, Манаби, Лос Риос, Эсмеральдас, Санто-Доминго де лос Тсачилас, Пичинча и Сукумбиос «для дополнения функций полиции». «Командование полиции будет координировать действия с государственными структурами на территории в целях усиления контроля и предупреждения роста преступности», - указано в документе. Цель состоит в том, чтобы бороться с проблемами безопасности на всех уровнях. «Все социальные и политические сектора должны работать с абсолютным единством, на улицах есть только один враг – наркоторговец», - заявил глава государства.
Статья 165 Конституции Эквадора говорит, что во время чрезвычайного положения глава Государства может приостановить или ограничить право на неприкосновенность жилища, неприкосновенность корреспонденции, свободу передвижения, свободу ассоциаций и собраний, свободу информации. Он может также изменять порядок сбора налогов, закрывать или открывать порты, аэропорты и пограничные переходы и т.д. Диего Нуньес, преподаватель конституционного права университета, уверяет, что для осуществления любой из этих мер президент Лассо должен дословно изложить их в исполнительном указе. «В документе, который издал президент, не указано ограничение каких-либо прав граждан», – уточнил он.