Свобода, позволяющая мужчине брить усы или женщине путешествовать в одиночку из одной провинцией в другую, является обычным явлением в Эквадоре. Однако эти же действия в Афганистане при режиме талибов могут повлечь за собой суровые физические наказания для тех, кто осмелится так сделать. Хасибулла Хабиб и Ялда Хамиди, два молодых афганца, проживающих в Эквадоре, попытались объяснить опасность, которой подвергаются на родине их соотечественники, не разделяющие идеологию экстремистской группы.
Неуважение прав человека и осуждение за учебу, за то, что слушаешь музыку или одеваешься по-западному, или просто за игру в футбол – вот проблемы, с которыми сталкиваются их друзья в Афганистане. Хасибулла живет с 2015 года в Кито, имеет степень в области политологии. Ялда проживает в городе Куэнка. Он приехал в страну в 2017 году и изучал торговлю и бизнес. Оба ожидают объявления эквадорского правительства о предоставлении временного убежища почти 5 000 афганских граждан.
Молодые афганцы рассказали, что их удивила новость, которая облетела мир 15 августа. В тот день талибы въехали в Кабул, столицу Афганистана, положив конец присутствию в стране иностранных военных после двух десятилетий. Все они были в шоке, добавил Хасибулла, наблюдая, как быстро все произошло, что иностранцам не дали времени эвакуироваться из страны. Хасибулла живет вместе с семью родственниками и имеет статус беженца.
Он рассказал, что за 20 лет иностранного присутствия в Афганистане удалось кое-что изменить в лучшую сторону. Одним из самых важных достижений было то, что молодые люди стали учиться. По его словам, его семья в Кабуле была потрясена. «Мои двоюродные сестры профессионалы и не могут выйти из дома, они боятся, что талибы заберут их, потому что они не замужем, а талибы хотят жениться», - рассказал он. Его сестра Зохра, 17 лет, учится в Кито на последнем курсе бакалавриата. Она опасается, что при талибах многие девушки потеряют свободу получить образование в Афганистане.
Ялда рассказал, что в Эквадоре он получил свободу говорить на темы, которые в его стране запрещены, включая политику и религию. Он рассказал, что в Кабуле есть трудности: банки закрыты, поэтому денежные переводы невозможны. Ялда не является беженцем, потому что он приехал в Кито в качестве туриста, затем был волонтером и теперь работает дистанционно на американские компании. Хасибулла работает в семейном бизнесе, посвященном гастрономии.
Ялда надеется привезти в Эквадор свою маму, двух братьев и друга-переводчика. Они уже в Пакистане. «Мы хотим, чтобы они приехали в Южную Америку, но затем мы все хотим поехать в Канаду». – пояснил он. Молодой человек считает, что у многих афганцев будут проблемы: «многие хотят уехать, но у них нет документов».
До вчерашнего дня никаких подробностей о предоставлении гуманитарной помощи не было. Тем не менее, известно, что около 500 афганцев первыми прибудут в страну и будут размещены в сельских районах провинции Гуаяс. Власти обсуждали их размещение в сельском приходе Тенгуэль. Экс-министр иностранных дел Эквадора Луис Гальегос считает жест Эквадора позитивным и призвал граждан не беспокоиться, поскольку в стране примут не радикалов, а сегмент афганского среднего класса, с высокими профессиональным и образовательным уровнем.
Глава миссии Международной Организации по миграции Хосе Иван Давалос отметил, что это решение, которое решит вопросы «жизни и смерти» во многих случаях. «Пребывание афганцев здесь будет временным, я полагаю, что в Америке будут созданы лучшие возможности», - уточнил он. По состоянию на 20 августа, отделение УВКБ в Эквадоре зарегистрировало 27 заявлений афганцев о предоставлении убежища.