Путаница, которая имела место в понедельник, 2 августа 2021 года в столичном муниципалитете, отображает щекотливость ситуации вокруг поста мэра Кито. Были запланированы две встречи: одну назначил Хорхе Юнда, вторую – Сантьяго Гуардерас. Последняя так и не состоялась.
Это был первый раз, когда Хорхе Юнда снова председательствовал в Городском Совете с 19 июля. В тот день Гуардерас занял пост мэра. Возвращение Юнды стало возможно после того, как в прошлую пятницу провинциальный суд ратифицировал ходатайство в его защиту и отменил постановление об отстранении от власти, принятое столичным советом.
Исполнив национальный гимн, Гуардерас встал и подошел к Юнде. «Объявленная Вами встреча является неконституционной, я не могу этого одобрить», - заявил он, после чего в одиночестве покинул зал. Снаружи Гуарденас заявил журналистам, что он является мэром на основе решения Избирательного трибунала.
Брит Вака, которая была избрана вице-мэром, признала сложность ситуации: «Есть две встречи. Я пришла в 09: 00 по вызову мэра Сантьяго Гуардераса, а в соответствии с решением провинциального суда мы должны остаться на эту встречу (назначенную Юндой)». Советники считают, что Конституционный суд (CC) должен поставить точку в затянувшемся двоевластии в руководстве Кито.
Есть, как минимум, пять выходов из правового конфликта. По мнению экспертов по конституционному праву Гонсало Муньоса и Андреса Бенавидеса, во-первых, Гуардерас или советники могут подать прошение о чрезвычайной защите в CC. Муньос пояснил, что в случае, если высшая судебная инстанция отменит решение провинциального суда, его исполнение будет приостановлено, то есть вопрос с отстранением от власти Хорхе Юнды будет решен. Он подчеркнул, что судьи, которые прекратили процесс отстранения о власти, превысили свои полномочия, поскольку этого не просил даже сам Юнда.
Второй выход заключается в том, что Конституционный суд фиксирует правовой прецедент. Бенавидес пояснил, что в этой организации существует специализированная судебная палата, которая занимается отбором дел, которые в силу их актуальности могут быть использованы для установления прецедентного права.
В-третьих, Столичный совет может возобновить процесс отстранения после отвода, запрошенного Юндой в отношении своих оппонентов, как указано в решении провинциального суда. Это было предложено Юндой, чтобы вывести из муниципальной комиссии тогдашнего вице-мэра Гуардераса. Это означало бы, что он уже не мог быть стать членом этой комиссии снова и принимать участие в деле. И это может создать проблему, потому что решение суда устанавливает шаги в процессе отстранения, которых нет в Кодексе территориального управления (Cootad). Бенавидес согласен с этим, указывая, что уже есть заявление Генерального государственного защитника Иниго Сальвадора о том, что решение суда не вписывается в процессы децентрализованных автономных правительств.
Четвертый выход, по мнению Муньоса, заключается в том, чтобы провинциальный суд или Избирательный трибунал (TCE) подали в CC иск о конфликте интересов. В этом случае высший орган судебной власти будет определять, какое из двух решений имеет преимущественную силу.
Наконец, по словам Бенавидеса, пятый вариант заключается в том, что TCE принимает постановление об исполнении своего решения. В этом случае, эта организация должна будет решить, прибегает ли она к силам правопорядка для приведения в силу своего судебного постановления.