Конституционный суд Эквадора признал декрет № 1217 о введении чрезвычайного положения с 21 декабря сроком на 30 дней неконституционным, на том основании, что это не соответствует конституционным нормам согласно процессуальному и материальному праву. Президент ввел чрезвычайное положение на всей территории страны в преддверии рождественских и новогодних праздников, в связи с «резким увеличением заболеваемости КОВИД-19 из-за постоянных агломераций, а также ввиду новой мутации с повышенной вирулентностью в Британии, с тем, «чтобы сдержать распространение коронавируса и его негативные последствия для здравоохранения».
Суд постановил, что президент обосновал необходимость введения чрезвычайного положения потенциальным будущим, а не текущим риском, без достаточной, четкой и конкретной информации. Поскольку чрезвычайное положение действует в нынешних и определенных обстоятельствах, бремя доказывания не было выполнено, посчитали судьи. Решение о неконституционности президентского указа было принято Конституционным судом на внеочередной сессии от 27 декабря 2020 года, однако, только вечером 2 января 2021 года этот документ был опубликован в средствах массовой информации.
Последствия пандемии, о которых говорится в декрете № 1217, не умаляя ее серьезности, характеризуются неопределенной продолжительностью. Чрезвычайный режим, призванный быть временным и исключительным, не может длиться до тех пор, пока продолжается пандемия и ее последствия. Меры, упомянутые в декрете № 1217, направленные на предотвращение массовых собраний и мероприятий, а также на предотвращение возможных рисков, связанных с новым штаммом КОВИД-19, выявленным в Великобритании, могут приниматься на основании решения обычных структур, в том числе комитетов по чрезвычайным ситуациям (СЕ), как это имело место, без необходимости чрезвычайных полномочий, разрешенных в условиях ЧП.
В своем заключении суд подтвердил, что ему известно о серьезности пандемии и ее огромном воздействии, в частности, на жизнь, здоровье и т.д. Однако, для того, чтобы стать общественным бедствием, события, оправдывающие чрезвычайное положение, должны быть не только серьезными, но и непредсказуемыми и непреодолимыми. По прошествии более 9 месяцев пандемии в Эквадоре и во всем мире, такая ситуация перестала быть непреодолимой или непредсказуемой. Соответственно, не существует фактического общественного бедствия, на которое ссылается декрет.