В общественном мнении заложена идея о том, что применение оружия должно быть разрешено для обуздания преступников. Но этот шаг может привести к росту насилия и усугубить тот кризис агрессии, от которого сегодня страдает эквадорское общество.
Лекарство может быть хуже болезни, говорят некоторые эксперты в области безопасности и юристы, ссылаясь на выбор ряда политических деятелей, продвигающих идею вооружения населения для защиты от преступных действий, которые сеют ужас среди граждан. Подобные объявления уже были сделаны в контексте предвыборной кампании, почти за два месяца до президентских выборов, запланированных на 7 февраля 2021 года. «Отец, мать в фермерской семье имеют право хранить и использовать оружие в своем доме, чтобы преступники знали, что если они посмеют сунуться, то получат пулю...» - такое заявление сделал кандидат в президенты Гильермо Лассо перед десятками фермеров прибрежной зоны.
Его политический союзник Хайме Небот, бывший мэр Гуаякиля и лидер Социал-христианской партии (PSC), поддерживает его. «Огнестрельное оружие должно быть разрешено использовать в рамках закона, соразмерно агрессии, в обстоятельствах, предусмотренных законом (...). Вы должны позволить гражданину, который хочет носить оружие, сделать это...», - такое заявление распространил сам Небот в своем аккаунте в социальной сети Twitter, поддерживая позицию Лассо.
Бывший губернатор провинции Гуаяс Педро Пабло Дуарт через ту же социальную сеть высказал пять предложений по борьбе с кризисом безопасности в Гуаякиле. Среди них он предусматривает «разрешение на применение оружия охранными предприятиями, промышленными предприятиями, магазинами, жилищами и сельскохозяйственным сектором», а также ужесточение наказаний.
Но не все так просто. Мария дель Мар Гальегос, криминалист и специалист по уголовному праву, заверила, что ни увеличение срока лишения свободы, ни предоставление гражданам оружия не снизит уровень преступности в стране. Она добавила, что поправки к Уголовному кодексу были направлены именно на ужесточение уголовного законодательства, но, несмотря на это, тюрьмы по-прежнему переполнены. По мнению эксперта, эти политические выступления действуют как успокоительное для избирателей, которые принимают их как эффективные меры перед лицом их требований к немедленным решениям. «Это преступный популизм, чтобы сыграть на эмоциях людей, но за этим нет криминальной политики», - заключила Гальегос. Юрист добавила, что разрешение на ношение оружия заставит власти провести правовую реформу, которая установит, как физические лица могут использовать оружие перед лицом возможной угрозы. Самооборона, по ее словам, должна быть ограничена.
Патрисио Пасминьо, бывший директор службы разведки, пояснил, что применение этой меры без надлежащих процедур может повысить уровень насилия. Однако эксперт по безопасности не отклонил эту идею и утверждал, что при четком законодательстве, эффективных процессах отбора людей, регистрации и идентификации оружия, помимо прочего, данная мера может оказаться полезной. Пасминьо предполагает, что краткосрочными решениями в области безопасности является укрепление систем управления полиции для получения информации о преступных действиях от осведомителей, чтобы быть на шаг впереди. Действующее законодательство устанавливает ограничения для лиц, которые могут получить разрешения на ношение оружия.
Статья 360 УК устанавливает санкции от трех до пяти лет за ношение и незаконное хранение оружия в Эквадоре.