Семь причин для экспроприации государством непродуктивных сельскохозяйственных земель значится в законе «О земле», принятом на этой неделе во втором чтении на пленарном заседании Национальной Ассамблеи, 98 голосами. Среди самых спорных причин: земля может быть передана в собственность государства, если она не выполняет свою общественную функцию, например, не используется по назначению более двух лет подряд, или если при ее использовании не соблюдаются экологические нормативы или, когда имеет место образование латифундии (крупной земельной собственности), или чрезмерная концентрация собственности в руках физического или юридического лица.
Депутат Маурисио Проаньо (PAIS), вице-президент парламентской комиссии, объяснил, что для того, чтобы решить, выполняет или нет земля свою общественную функцию, есть такие переменные, как производство и его уровень. Он пояснил, что при наличии большого участка непроизводящей или недостаточно производящей земли, владельцу будет дан срок 1 год для того, чтобы он улучшил эти условия, и еще 6 месяцев дополнительно, но уже со штрафом. Если собственник ничего не предпримет, государство экспроприирует такую землю, с выплатой положенной по закону суммы, и передаст ее соответствующей организации, добавил Проаньо.
По мнению депутата Маи Монтаньо (CREO), этот закон позволит правительству и проправительственным структурам злоупотреблять экспроприацией и перераспределением земли.
Более года прошло с момента начала работы над законопроектом до его принятия, и за это время было проработано 5 проектов закона, напомнил депутат Мигель Карвахаль (PAIS), президент парламентской комиссии. Закон о земле заменит, начиная с момента его официального опубликования, закон «О сельскохозяйственном развитии» 1994 года, который, в свою очередь, сменил закон «Об аграрной реформе» 1973 года.
Хотя все согласны с необходимостью иметь современный закон о земле, оппозиция Эквадора не согласна с конечным содержанием принятого в итоге документа. Глава Федерации коренных народов Эквадора (Conaie) Хорхе Эррера допустил, что закон необходим, но принятый норматив не обладает всей полнотой законности после того, как законодатели отказались от проведения консультаций на местах.
Хосе Агвальсака, президент Федерации индейцев Эквадора (FEI), поддерживающей правительство, потребовал одобрения закона, который он считает весьма полезным для мелких производителей и крестьян страны. Эквадор не может дальше жить с законом 1994 года, закрывшим двери аграрной реформе, заявил он.
Закон устанавливает образование национальной сельскохозяйственной власти, в лице профильного Министерства, которое будет являться руководящей, координирующей и регулирующей инстанцией в области управления землей, в том числе связи с сельскохозяйственным производством и гарантией пищевого суверенитета. Также, законом предусмотрено создание Национального земельного фонда, для обеспечения справедливого доступа к земле организациям производителей и семейных хозяйств.