Национальная судья Сильвиа Санчес подписала приказ о заключении под стражу депутата Марии Эсперансы Гальван и еще двух других обвиняемых, в отношении которых вчера началось уголовное расследование по делу о получении крупной взятки – USD800 000 – от испанского предприятия за содействие в заключении государственного контракта на сумму USD 23 млн. Однако, судья отказала стороне обвинения, которую представлял лично Генеральный прокурор Гало Чирибога, в выдвижении уголовных претензий в отношении юридического лица - предприятия. Как посчитала судья, компания не была должным образом уведомлена о существующих обвинениях, чтобы была возможность осуществить свое право на защиту, но остается возможность того, что в будущем предприятие-взяткодавец все же будет связано с этим процессом.
Согласно предварительному обвинительному заключению, депутат Гальван взяла деньги у испанского предприятия, через его полномочного представителя, чтобы оказать содействие в заключении договора с государственным предприятием водоснабжения и канализации кантона Эсмеральдас. Адвокаты защиты, помимо прочего, ссылались на то обстоятельство, что указанное преступление (получение взятки) было совершено между апрелем и маем 2014 года, а следовательно, должен применяться предыдущий Уголовный кодекс, а не действующий в настоящее время. Но судья сочла эти доводы неубедительными.
Задержание законодательницы произвело фурор в парламенте Эквадора. По утверждению членов и главы правительства, это ясное доказательство того, что они намерены вести жесткую борьбу с разложением и коррупцией. «Жаль, но нужно атаковать этого монстра, называемого коррупцией» - заявил соратник Гальван, депутат Мауро Андино.
Однако, депутат от оппозиции Магали Орельяна (движения Pachakutik), сомневается, не является ли этот процесс «дымовой завесой» правительства, чтобы поднять свой рейтинг, который сейчас находится на низком уровне. По ее мнению, президент Рафаэль Корреа хочет предстать перед нацией «неумолимым человеком, который не прощает коррупционеров», кем бы те ни были.
Законодатели-официалисты уверяют, что, когда речь идет об общеуголовном преступлении, их не защищает парламентский иммунитет, эта защита распространяется лишь на вопросы, неотъемлемые от их обязанностей. Однако, Диего Сальгадо (оппозиционное движение CREO), считает, что здесь налицо нарушение процессуальных норм: прокуратура не могла задержать депутата парламента на основании только подозрений. И да, она, возможно, виновна, но беспокоит то обстоятельство, что во время своего субботнего выступления или доклада верховная власть говорит: взять того или иного человека, и правоохранительные службы просто выполняют приказ при общем молчании, заявил Сальгадо.