Семь сообществ, которые формируют племя индейцев сарайяку, приняли участие в выборе своего нового президента в минувшее воскресенье, 18 мая. Им стал Феликс Санти. Новый глава Tayjasaruta (Совет правительства племени) заявил, что он не намерен более обсуждать ситуацию, связанную с Клевером Хименесом, Фернандо Вильявисенсио и Карлосом Фигероа, потому что трое «беглецов» уже не находятся на подконтрольной ему территории.
Экс-президент правительства индейцев сарайяку Хосе Гвалинга объяснил, что решение предоставить защиту троим осужденным за оскорбления президента Эквадора Рафаэля Корреа принадлежало всему сообществу. Согласно Франко Витери, главе Ассоциации коренных народностей Амазонии (Gonoae), Санти разделяет мнение Гвалинга по этому поводу, и хотя не знает детали этого дела, но уважает мнение своего народа. В племени сарайяку решения такого рода принимаются сообща, и сарайяку, защитив трех граждан, готовы обеспечить их безопасность и заставить всех уважать свои права, пояснил новый индейский лидер.
Для него, любая возможность диалога с центральным правительством будет касаться развития, здравоохранения и образования, дело же троих беглецов закончилось и более его никто из сарайяку обсуждать не будет, потому что их уже там нет. В любом случае, пояснил Санти, он организует собрание в эту среду. В нем примут участие члены Совета правительства и представители сообществ. Будут проанализированы несколько вопросов, в частности, сообщение о возможном строительстве Отделения полиции сообщества (UPC). По словам Санти, до тех пор, пока они не получат официального извещения властей, индейцы не намерены ничего решать окончательно. Однако, добавил он, по его мнению, подобных структур сарайяку не нужно, у них нет проблем с преступностью.
Сарайяку – один из немногих коренных народов, которые имеют опыт законного противостояния с центральным правительствам. В частности, когда правительство Рафаэля Корреа предложило построить на землях сарайяку Школу тысячелетия, индейцы отказались. Но это не значит, что сарайяку возражают против всего, что им предлагают, пояснил президент этого народа. Они сделали контрпредложение, теперь в племени есть шесть образовательных учреждений и колледж. Идея индейцев состояла в том, чтобы, вместо вложения USD 3 млн в нелепую для Амазонии структуру из цемента в наиболее населенном месте, потратить эти деньги на строительство маленьких образовательных центров. Причина отказа от «глобализации» заключалась в том, что некоторым детям пришлось бы потратить 2 дня, чтобы добраться до Школы тысячелетия. То же самое произошло с жилищным строительством: профильное Министерство предложило построить дома из цемента или бетона. Но сарайяку потребовали от центральных властей уважать их традиции и позволить построить на эти деньги привычные хижины.
Венцом цивилизованной борьбы «полуденного народа», как называют сарайяку, стало узаконивание их исконных земель в 1992 году. Индейские руководители отправились пешком в Кито, потратив месяц только для того, чтобы добраться туда. И они добились, чтобы правительство Родриго Борха вручило им официальные документы, подтверждающие право собственности индейцев сарайяку на занимаемые ими издавна территории.