Президент Эквадора, Рафаэль Коррея, объявил сегодня начало международной кампании La mano negra de Chevron (Черная рука Шеврон), имея в виду североамериканскую компанию, приобретшую Texaco, к которой жители эквадорской Амазонии предъявили многомиллиардный иск за загрязнение сельвы, где велась добыча нефти. По словам эквадорского президента, эта кампания будет проводиться там, где добывает нефть компания Chevron.
В своем еженедельном выступлении Рафаэль Корреа уточнил, что из скважин, расположенных в эквадорских джунглях, не добывало нефть эквадорское государственное предприятие Petroecuador, а только предприятие Texaco, до 92 года, и в оставшихся на месте этих скважин болотцах можно руками свободно достать нефть, древесную смолу, потому что их никогда не чистили. Эквадор продолжит заявлять на весь мир о том, что натворила компания Chevron в амазонской сельве, заверил он.
На прошлой неделе Союз южно-американских наций (Unasur) выразил солидарность с Эквадором, охарактеризовав как кампанию по подрыву авторитета южноамериканских государств действия, предпринимаемые транснациональными предприятиями. Это было отражено в Декларации Парамарибо, подписанной в пятницу главами государств, входящих в Unasur, в ходе VII встречи блока, прошедшей в столице Суринама.
Заявление было подписано после того, как Эквадор попросил поддержку региональной организации в конфликте с нефтяной компанией Chevron. Эта североамериканская компания, по мнению правительства Эквадора, предприняла многомиллионную кампанию, направленную на подрыв авторитета и очернение репутации маленькой южноамериканской Республики. После того, как одна из нефтяных компаний, слившихся с Chevron – Texaco – покинула страну, она была обвинена представителями коренных сообществ в том, что загрязнила часть амазонской сельвы. Процесс длился более двух десятилетий, пока в 2011 году эквадорский суд не обязал своим решением компанию Chevron выплатить более USD 19 млрд в качестве возмещения ущерба, нанесенного экологии Амазонии и здоровью местных жителей. Однако, адвокаты нефтяной компании обратились в международный суд, который постановил, что правительство Эквадора должно взять на себя ответственность по компенсации судебных издержек.
Нефтяная компания также обратилась с иском к Эквадору в Арбитражный суд Международного суда Гааги, утверждая, что это государство нарушило положения двухстороннего договора о защите вложений (TBI) с США. Эквадор, в свою очередь, утверждает, что это соглашение вступило в силу в 1997 году, то есть спустя пять лет после того, как компания Texaco (купленная Chevron в 2001 году) оставила страну. Эквадорский министр иностранных дел Рикардо Патиньо заявил в четверг в Парамарибо, что применение обратной силы закона – настоящий юридический казус, и призвал остальных членов Unasur поддержать Эквадор, чтобы продемонстрировать Chevron, что эта компания не может безнаказанно дискредитировать правительство южноамериканской страны и обязано исполнить решение эквадорского суда.