Эквадорское правительство потребовало в эту субботу, чтобы власти Испании, Франции, Италии и Португалии извинились перед президентом Боливии Эво Моралесом, за то, что закрыли для него воздушное пространство в минувший вторник, заявил вице-президент Хорхе Глас. Правительства этих стран должны объяснить всему миру, почему они отказали в пролете и приземлении на своей территории южноамериканскому лидеру Эво Моралесу, Латинская Америка отвергает подобные унижения, высказался Глас, который исполняет обязанности президента ввиду отсутствия в стране Рафаэля Корреа. Эквадорский президент, находящийся в двухнедельном отпуске с сегодняшнего дня, отправился вместе с семьей в Бельгию, откуда родом его жена Анне Мальербе.
Вице-президент Глас сослался на встречу президентов Союза южноамериканских наций (УНАСУР), по итогам которой главы правительств Эквадора, Уругвая, Аргентины, Суринама и Венесуэлы подписали декларацию, потребовав извинений от Франции, Испании, Португалии и Италии в связи с инцидентом с Эво Моралесом. Президент Корреа заявил на этой встрече, что налицо вопиющее нарушение международного права.
Впрочем, история с самолетом южноамериканского президента, которому отказали в использовании своего воздушного пространства несколько европейских стран, заподозрившие, что в летательном аппарате враждебно настроенный по отношению к США боливиец пытается вывезти экс-сотрудника ЦРУ Эдварда Сноудена, лишь показала все более углубляющийся раскол в УНАСУР. От единства, которым ранее мог гордиться этот блок, ничего не осталось вечером в минувший четверг. В этот день в городе Кочабамба (Боливия) ожидалась убедительная негативная реакция всех южноамериканских президентов на воздушную блокаду, объектом которой стал Эво Моралес в Европе. Но, на практике, встреча совершенно не оправдала ожиданий ее главных зачинщиков: Рафаэля Корреа (Эквадор), Кристины Фернандес (Аргентина) и самого Моралеса. Только 6 из 12 южноамериканских правителей прибыли в Боливию: помимо Корреа, Фернандес и обиженного Моралеса, там были Хосе Мухика (Уругвай), Николас Мадуро (Венесуэла) и Десире Боутерсе (Суринам).
Сам президент Корреа вне протокола сослался на некие разногласия в УНАСУР в связи с возможным напряжением дипломатических отношений с Европейским союзом. Он сделал такое заявление перед началом встречи в Кочабамба, пояснив, что ему известно о существующем намерении блокировать президентскую встречу. Не называя имен, Корреа поведал, что кое-кто из его коллег не был согласен на созыв внеочередной встречи УНАСУР, считая, что блок не должен ссориться с Европой из-за Эво Моралеса. Ответ на вопрос, кто были те президенты, стремившиеся помешать встрече лидеров стран УНАСУР для обсуждения реакции на обиду, нанесенную боливийскому лидеру, можно найти в заявлении, подписанном в Кочабамба. Этот документ был подписан только шестью главами южноамериканских правительств, которые присутствовали на встрече, и, следовательно, не может считаться декларацией от имени всего блока. Из итоговой части документа становится ясным, что те шесть президентов, кто не приехал в Боливию, не согласны с критическим текстом заявления. В Кочабамбу не сочли нужным приехать Дильма Роуссефф (Бразилия), Ольянта Умала (Перу), Себастьян Пиньера (Чили), Хуан Мануэль Сантос (Колумбия), Дональд Рамотар (Гайана). Парагвай не был приглашен ввиду временного исключения после отстранения от власти Фернандо Луго год назад. Любой из них или даже все могли быть теми, кто не захотел созывать президентскую встречу, как об этом объявил президент Корреа. Один из них – колумбийский президент Хуан Мануэль Сантос, который, хотя и осудил инцидент с Моралесом, но призвал не допустить кризиса с европейцами. Умала в своем заявлении на этой неделе выразил поддержку своему боливийскому коллеге, но воздержался от того, чтобы осудить действия ЕС.
В сущности, в тексте, принятом шестью президентами, утверждается, что Моралес был заложником, ввиду чего они потребовали объяснений и извинений от правительств Испании, Франции, Португалии и Италии. Испания в ответ выразила вежливое удивление неожиданной критикой со стороны ряда стран УНАСУР и заверила, что не несет никакой ответственности за этот инцидент, так что извиняться не намерена.