Правительство Эквадора, через свое посольство в Вашингтоне, категорически отвергло сегодня обвинение в том, что стремится к конфронтации с США в связи с делом Эдварда Сноудена, обвиненного американским правосудием в шпионаже, который обратился к эквадорским властям с просьбой о предоставлении политического убежища. Эдвард Сноуден сам попросил политического убежища, нынешняя ситуация не спровоцирована Эквадором, указано в официальном сообщении эквадорского посольства, подписанном Эфраином Баус, поверенного в делах Эквадора в Вашингтоне. Баус отметил, что правительство Эквадора изучит со всей ответственностью доводы, указанные в прошении Сноудена.
В свою очередь, лидер республиканцев в Конгрессе США, законодательница от штата Флорида Илеана Рос-Летинен заявила сегодня, что будет настаивать на отказе от предоставления тарифных льгот Эквадору и принятии более серьезных карательных мер, если правительство Рафаэля Корреа предоставит политическое убежище бывшему сотруднику ЦРУ. Рос-Летинен настаивает, что выступления нынешнего правительства Эквадора против интересов Соединенных Штатов не являются чем-то новым. Она отметила, что одно то обстоятельство, что президент Корреа раздумывает, предоставить или нет укрытие Сноудену, доказывает его недоброжелательность по отношению к США, и призвала коллег по Конгрессу обдумать шаги против Кито, если в Каронделете примут решение дать приют Сноудену.
Тарифные льготы для стран андского региона, заложенные в законе о беспошлинной торговле (с аббревиатурой ATPDEA, на английском), позволяли таким странам, как Перу, Колумбия и Эквадор, экспортировать свою продукцию в США без уплаты таможенных пошлин, в качестве поощрения за сотрудничество в борьбе против наркотиков. В настоящее время Перу и Колумбия уже имеют долгосрочные торговые договора с США и не нуждаются в продлении данного соглашения, чего нельзя сказать об Эквадоре. 400 000 рабочих мест в Эквадоре зависят от этого тарифного благодеяния, которое покрывает более чем 700 наименований товаров из этой страны. Срок очередного продления программы, действовавшей с 1991 года, истекает 31 июля этого года и только Конгресс США может изменить этот срок.
Законодательница США кубинского происхождения напомнила, что в 2009 году правительство Корреа отказалось продлить договор о двухстороннем сотрудничестве, подписанный в ноябре 1999 года, который позволял Соединенным Штатам Америки использовать военно-воздушную базу в порту Манта, на западе андской страны. Этот договор, подписанный при правительстве христианского демократа Хамиля Мауад, разрешал доступ и использование ВВС США базы для проведения антинаркотических операций. Договор прекратил свое существование в августе 2009 года.
Рос-Летинен также упомянула, в качестве еще одного примера, враждебное поведение властей Эквадора в 2011 году, когда Рафаэль Корреа изгнал из страны посла США. Кроме того, отметила североамериканская законодательница, эквадорский лидер предпринял поистине титанические усилия, стремясь ослабить Межамериканскую комиссию по правам человека, потому что ситуация с соблюдением прав человека в Эквадоре продолжает ухудшаться. В конце концов, указала она, новый закон о СМИ, принятый в Эквадоре, доказывает факт подавления свободы выражения мнения в этой стране, где журналисты – объекты угроз и исков главы правительства.
В свою очередь, президент Рафаэль Корреа заявил сегодня, что бывший сотрудник спецслужб США Эдвард Сноуден объявил об ужасных вещах, которые совершались против североамериканского народа и всего мира. Корреа отреагировал так на своей странице в социальной сети Twitter, комментируя передовую статью в популярном издании Washington Post, опубликованную в минувший понедельник и посвященную двойным стандартам Эквадора. В передовице было указано, что глава Эквадора стремится доказать всему миру, что защищает права человека и свободу прессы, а в своей стране оскорбляет журналистов и правозащитников, принимая законы против свободы выражения мнения, по которым следовало бы наказать и Сноудена, и тех журналистов, кто опубликовал бы его информацию. Президент Эквадора назвал это наглостью.