Межамериканское общество прессы (SIP) назвало историческим откатом для региона закон о СМИ, принятый в Эквадоре, который, по мнению руководства организации, являет собой серьезное нарушение прав человека и означает введение предварительной цензуры, ставя эквадорского президента Рафаэля Корреа в положении Gran editor (Главного редактора). С одобрением этого закона, имеет место самый тяжелый откат в части свободы слова во всей истории Латинской Америки, заявил в интервью глава Комиссии свободы прессы и информации SIP, уругваец Клаудио Паолильо.
Закон, принятый Национальной Ассамблеей Эквадора, где правительственная фракция имеет абсолютное большинство, включает такие новшества, как «медиа-линчевание» (то есть государственный самосуд над СМИ) и создание Совета по регулированию. Этот закон уже получил меткую характеристику закон-кляп, поскольку серьезно ограничивает свободу слова и выражения мнения в стране. По мнению Паолильо, речь идет о прецеденте, который вводит предварительную цензуру в Эквадоре и способствует концентрации средств массовой информации в руках представителей правительства Рафаэля Корреа. Паолильо указал, что закон устанавливает самоцензуру для СМИ, так как появление неугодной правительству статьи или передачи будет подразумевать тяжелые санкции. В этом контексте, Паолило заметил что введение понятия «медиа-линчевание» не что иное, как учреждение системы предварительной цензуры, которая превратит эквадорского лидера в Главного редактора нации.
То же самое касается создания Совета по регулированию и развитию информации и средств коммуникации, официальной организации, куда войдут только представители государственной власти, которые будут устанавливать регламент, содержащий любые угодные им санкции, что грубо нарушает все международные нормы защиты прав человека. Кроме того, этот закон дает право государству навязывать СМИ информацию, что являет собой другой вид нарушения свободы слова и выражения мнения, подчеркнул Паолильо. Он полагает, что принятый в Эквадоре закон, включивший в себя весь набор нарушений, противоречащий свободе прессы и выражению мнения, означает регресс не только для этой маленькой страны, но и для всей Латинской Америки, самый тяжелый в истории.
Со своей стороны, эквадорский журналист Эмилио Паласио, укрывающийся в Майами, охарактеризовал как простую формальность одобрение парламентом закона о СМИ, так как намерение правителя заставить замолчать всех инакомыслящих уже реализовано в Эквадоре. Одобрение этого закона было уже почти ненужным, заявил Паласио. Бывший редактор газеты El Universo, который покинул родину, когда были осужден на три года тюрьмы по требованию эквадорского президента, уверен, что закон-кляп давно применяется в Эквадоре, где за вольнодумство можно попасть в тюрьму или даже расстаться с жизнью.
Президент Корреа создал новый вид преступления – «медиа-линчевание», чтобы полностью контролировать прессу, считают журналисты испанской газеты El Pais. По их мнению, самые спорные статьи в эквадорском законе о СМИ – 26 и 55. В первой дается определение нового преступления: «медиа-линчевание», характеризующегося как распространение каким-либо СМИ информации, которая, прямо или косвенно, непосредственно или путем перепечатывания информации из другого издания, имеет намерение дискредитировать физическое или юридическое лицо или уменьшить его публичный авторитет и доверие.
Испанский ежедневник также упоминает мнение Мари Вердуга, депутата правительственной фракции, что таким образом имеется намерение избежать того, чтобы журналисты затрагивали достоинство граждан. При этом правительство ссылается на случай Марии Аугусты Калье, одной из преданных сторонниц Рафаэля Корреа, которая пострадала от «медиа-линчевания» со стороны «меркантильной прессы», обвинившей ее (хоть и вполне обоснованно) в связях с Революционными вооруженными силами Колумбии (FARC). Наказание за это «страшное» преступление будет заключаться в том, чтобы просить прощения в том же издании или программе, где появилась подобная «вредная» информация, затрагивающая репутацию или авторитет пострадавшего, гласит закон. Это – независимо от того, что виновники появления такой информации будут отвечать за моральный вред.
Закон также предполагает создание Управления по делам информации и коммуникации. Эта структура будет функционировать как «технический организм бдительности, ревизии, вмешательства и контроля», с правом накладывать санкции, как отдельное юридическое лицо, с собственным имуществом и административным руководством, бюджетной и организационной автономией. Глава этой организации будет назначаться, по сути, президентом. Управление не только сможет применять санкции к СМИ, но и требовать у любого гражданина или юридического лица предоставления любой информации.
Американская правозащитная организация Human Rights Watch охарактеризовала как нападение на свободу выражения мнения новый закон о СМИ, принятый эквадорским парламентом, который изменяет существенно панораму средств массовой коммуникации в стране. Закон устанавливает новое распределение радио и телечастот, оставляя на долю независимых СМИ всего 33 %. Этот закон является очередным шагом президента Корреа к тому, чтобы задушить независимые СМИ, заявил Хосе Мигель Виванко, глава американского отделения правозащитной организации в официальном сообщении. Текст закона указывает, кроме того, что население имеет право на «точную и проверенную информацию, с полным контекстом», что Human Rights Watch расценило как попытку введения самоцензуры.
Мнение эквадорской оппозиции о том, что происходит в Эквадоре, обобщил депутат Андрес Паэс, который написал в социальной сети Twitter: «Сегодня в Национальной Ассамблее подписывается свидетельство о смерти свободы выражения мнения. Мы направляемся в сторону консолидации фашистского режима».