Национальная Ассамблея Эквадора приняла в минувший четверг поправки в закон «О горной промышленности» и закон «Налоговой справедливости», 105 голосами «за», 14 «против» и 14 воздержавшимися. Депутаты эквадорского парламента – в подавляющем большинстве, официалисты – собрались вчера вечером только для того, чтобы проголосовать за закон, не обсуждая его, на что ушло менее 20 минут.
Среди основных положений принятого норматива значатся:
-
Получение лицензии на добычу руды будет осуществляться непосредственно соискателем, без проведения открытого аукциона с участием иностранных государственных предприятий или их дочерних компаний.
-
Для занятия этим видом деятельности, потребуется получение обязательного разрешения Министерства окружающей среды и Секретариата управления водными ресурсами.
-
Концессионер должен будет выплачивать государству налог в размере не менее 5 % от продажи любого металла, и, в случае золота, меди или серебра, не более 8 %, в качестве налога на доходы.
Патрисио Доносо, представитель оппозиционной партии CREO, отметил возможные негативные последствия того, что рудничная деятельность будет осуществляться, минуя аукционы. Напротив, официалист Оскар Ларрива, глава Комиссии экономической политики, который представлял проект, утверждает, что горная промышленность в Эквадоре, главным образом, ремесленная, теперь может стать легальной. Его коллега Собейда Гудиньо, проправительственный депутат от провинции Самора Чинчипе, где находятся два самых крупных рудничных проекта Эквадора, утверждает, что в этой части страны появятся новые рабочие места.
Вместе с этими поправками также было принято решение о проведении нового ценза, который осуществит Министерство невозобновляемых природных ресурсов среди ремесленных шахтеров, в течение ближайших 90 дней. Уточняется, что к среднему горнодобывающему предприятию относятся те, кто вырабатывает между 300 и 1 000 тоннами руды в день, согласно официальным источникам. Также регулируется порядок скупки золота у ремесленных шахтеров Центральным банком страны, определены положения о профессиональной подготовке трудящихся. Согласно правительственным источникам, закон направлен на защиту окружающей среды и здоровья шахтеров и местных жителей, поскольку запрещает использование ртути при добыче любых полезных ископаемых.
Министр-координатор стратегических секторов Рафаэль Поведа отстаивает полезность принятых поправок, против которых выступают представители коренных народов Эквадора. Чиновник полагает, что он стимулирует развитие рудничного сектора страны, так как предприятия средней горной промышленности позволят возобновить множество проектов. Кроме того, власти рассчитывают на прогресс в части защиты окружающей среды, так как надеются на участие в этих проектах высококвалифицированных предприятий.
Однако, президент Федерации коренных народностей Эквадора (Conaie) Умберто Чоланго критикует реформы, принятые без предварительного обсуждения с начелением. Индейцы не согласны с поправками в закон о горнодобывающей отрасли, считая, что принятые изменения будут благодетельствовать исключительно транснациональным предприятиям и затронут экологию страны. Чоланго отметил, что закон предусматривает взимание специальных доходов, но отныне оговаривает, что это взыскание будет производиться только после возврата всех вложений, которые осуществит предприятие. Он выразил обеспокоенность тем, что транснациональные предприятия будут показывать цифры, не соответствующие реальности. Новый закон будет затрагивать окружающую среду, приведет к повреждению хрупких экосистем территорий туземных сообществ, заявил индейский лидер, который, вместе с тем, отметил определенные шаги в части борьбы с развитием незаконной горной промышленности и укрепления ремесленной. Он подчеркнул, что до настоящего времени нигде в мире не было доказано, что даже суперновейшие технологии могут помочь избежать негативного воздействия на окружающую среду, хотя допустил, чтобы это воздействие можно смягчить.
Министр Поведа возразил, что в Эквадоре горная промышленность – это не выбор, а необходимость, страна должна использовать сырьевые ресурсы, полезные ископаемые, и будет делать это. Вопрос лишь в том, что это использование должно быть производительным и природоохранным, пояснил служащий.
Законодательная реформа принята спустя два дня после того, как канадский концерн Kinross Gold Corporation объявил, что отказывается от проекта разработки золотоносного месторождения с оцененными резервами более 6 млн унций золота, ввиду экономических и юридических разногласий с правительством Эквадора. Министр Поведа заявил, что это решение компании никоим образом не касается образа Эквадора и добавил, что еще весьма преждевременно решать, как будет эксплуатироваться месторождение Фрута дель Норте, оставленное канадцами.
Полезные ископаемые страны оцениваются в сумму примерно USD 217 млрд 600 млн, по данным Горнорудной палаты Эквадора. Маленькое южноамериканское государство имеет резервы меди на сумму USD 167 млрд 200 млн, золота – USD 22 млрд 500 млн, а стоимость резервов серебра составляет USD 1 млрд 700 млн.