Сегодня, 11 марта, в Гуаякиле (Эквадор) прошла конференция представителей 23 государств, подписавших межамериканскую декларацию по правам человека, на которой анализировалась возможность реформирования устава Межамериканской комиссии по правам человека (CIDH). Официальная позиция эквадорского правительства четко определена: только Межамериканский суд по правам человека имеет право принимать решения о тех или иных ограничительных и обеспечительных мерах, а отнюдь не Межамериканская комиссия по правам человека. Кроме того, президент Рафаэль Корреа и его ближайшее окружение активно поддерживают свое предложение о том, чтобы резиденция CIDH находилась в Аргентине, а не в Вашингтоне, коль скоро США не ратифицируют декларацию Сан Хосе.
Президент Корреа заявил в своем последнем субботнем выступлении, что Комиссия уполномочена защищать права человека, но только суд имеет право принимать решения, в том числе связанные с ограничительными мерами. В настоящее время Межамериканская комиссия по правам человека превратилась в инструмент внешней политики США, подчеркнул лидер маленького южноамериканского государства.
Представители таких неправительственных организаций, как Fundamedios, Ассоциация издателей газет Эквадора (Aedep) и ряд политических деятелей считают, что позиция эквадорского правительства, направленная на ослабление CIDH, несостоятельна и оттого предложение Эквадора потерпит сокрушительное фиаско, особенно с учетом того, что Бразилия, Мексика, Перу, Колумбия и Чили, ведущие политические силы континента, считают, что необходимо сохранить независимость правозащитников. Сесар Рикаурте, глава Fundamedios, отметив, что эти страны поддерживают автономию CIDH, допустил, что давление о стороны Эквадора, для проталкивания выгодной его правительству резолюции, довольно сильное, особенно с учетом того, что конференция проходит в эквадорском городе. Диего Корнехо, управляющий Aedep, уверен, что Чили, Колумбия или Перу не поддержат разрушение правозащитной системы, особенно в части контроля свободы слова и выражения мнений. Тем не менее, предложение Эквадора поддерживается такими странами, как Венесуэла, Куба, Боливия, Никарагуа, Доминика.
Встреча в Гуаякиле была открыта эквадорским президентом Рафаэлем Корреа. В длинной и довольно запутанной речи в честь торжественного открытия первой встречи представителей стран, подписавших Декларацию Сан Хосе, президент попытался объяснить причину и смысл своих предложений по реформированию CIDH, в том числе изменение резиденции организации, порядка финансирования и ограничение способности определять ограничительные меры. Глава страны-хозяина встречи настаивает на том, чтобы Аргентина стала новой резиденцией Комиссии, которая должна покинуть США, страну, не подписавшую Американскую декларацию по правам человека. Относительно финансирования, он повторил предложение своего правительства о том, чтобы средства выделялись исключительно государствами, ратифицировавшими эту декларацию, без возможности поступления даров любых третьих стран или средств из фондов неправительственных организаций. На финансирование CIDH требуется USD 15 млн, но если у какой-то страны есть проблемы со средствами, то Эквадор компенсирует эту квоту, храбро заявил лидер отнюдь не богатой страны. И он добавил, что финансироваться должны все комиссии CIDH, а не только подкомиссия по защите свободы слова, действия которой Корреа всегда критиковал, поскольку правозащитники посмели указывать эквадорскому президенту на недостатки его управления.
Целых 8 минут своей путаной речи эквадорский президент настаивал на том, что CIDH может только просить глав государств прислушаться к своим рекомендациям, однако, обиженно подчеркнул Корреа, Комиссия не просит, а, скорее приказывает. И он постарался объяснить, что не против подобных мер, а против бюрократии с собственной повесткой дня.
Конференция в Гуаякиле предшествовала внеочередной встрече стран-членов Организации межамериканских государств (OEA), которая состоится 22 марта в Вашингтоне, где и определится будущее Межамериканской комиссии по правам человека.
По итогам конференции было принято совместное заявление, которое огласил министр иностранных дел Эквадора Рикардо Патиньо. Среди основных положений этого соглашения: создавать стимулы и добиваться присоединения всех 34 стран-членов OEA к договору (декларации) Сан-Хосе. Доверить CIDH укреплять усилия по продвижению защиты прав человека посредством опоры на национальные системы. Финансирование SIDH должно осуществляться посредством бюджета OEA и добровольных вкладов государств, при этом всем подкомиссиям должно быть гарантировано соответствующее финансирование, которое будет контролировать секретарь OEA. Признать целесообразным, что резиденция CIDH должна находиться в государстве (стране), участнице договора по правам человека.
Указанное заявление носит характер рекомендательного, и, по мнению экспертов, добиться реальных мер по реформированию межамериканской правозащитной системы на встрече в Гуаякиле правительству Эквадора не удалось.