Международные наблюдатели, контролирующие ход судебной реформы в Эквадоре, не обнаружили ни законного, ни иного обоснования результатов аттестации, полученных шестью судьями нового состава Национального суда этой южноамериканской страны. Итоговая аттестация была проведена 26 января этого года. Эти данные отражены в последнем докладе наблюдателей.
В документе на 102 страницах, 14 листов посвящены подробному описанию кандидатур судей Люси Бласио, Вильсона Мерино, Вильсона Андино, Паула Иньигес и Ксимены Винтимилья. В частности, на этапе оценки послужного списка квалификация указанных магистратов была произведена неправильно, считают наблюдатели. Далее указывается, что эта оценка появилась уже после встречи наблюдателей с экспертным комитетом, ответственным за оценку личностей соискателей на пост судей высшей судебной инстанции Эквадора. В докладе также оспаривается оценка, которую выставили указанным кандидатам члены Переходного совета по судопроизводству (Пауло Родригес, Таня Ариас и Фернандо Иавар) после устного собеседования. В случае Вильсона Андино, брата законодателя правительственной фракции Мауро Андино, указывается, что после итогового собеседования он получил 8,5 баллов (из 10 возможных), после чего поднялся с 33 места в списке кандидатов до 18. Аналогичные замечания высказаны в отношении Бласио, бывшего прокурора и члена Совета гражданского участия. До этого устного экзамена он смог получить только 76,77 баллов, находясь на 45 месте, а после, набрав 10 баллов из 10 возможных, перескочил сразу на 17 место.
Напротив, в случае судьи Иоланды Иупанги, до устного собеседованиями с членами Переходного совета, находящимися под жестким контролем исполнительной власти, она находилась на 12 месте, будучи одним из самых сильных кандидатов среди женщин. В результате встречи со ставленниками правительства Рафаэля Корреа она, получив всего 1,33 баллов из 10, опустилась на 31 место. Проверив архивы аудио и видеозаписей открытых собеседований, международные наблюдатели не смогли установить, какими критериями руководствовался каждый из трех членов Переходного совета по судопроизводству, производя оценку кандидатов, подчеркивается на странице 48 доклада.
По этой причине, международная команда рекомендовала Национальному суду Эквадора оспорить законность вышеуказанного процесса. Кроме того, предлагается закрепить жесткие и четкие параметры, на основании которых должна производиться оценка соискателей, что гарантировало бы всем равные права, вне зависимости от политических предпочтений, заявил бывший испанский судья Бальтасар Гарсон, глава международной комиссии, после представления итогового документа.
Вчера Карлос Рамирес, президент CNJ, уклонился от комментирования этого доклада, заявив, что сделает это, когда состоится обсуждение документа на пленарном заседании высшего судебного учреждения. Когда состоится эта сессия, он пояснить не смог, отказавшись отвечать на вопросы прессы. Судья Вильсон Мерино, один из тех, кто входил в состав коллегии, выносившей приговор по делу газеты El Universo по иску президента Корреа, также получил 10 баллов после оценки его опыта работы. Однако, согласно докладу наблюдателей, представленные им документы не соответствуют требованиям эквадорского законодательства, установленными для подобных случаев. Единственное, что он предоставил в обоснование своего послужного списка, было удостоверение Коллегии адвокатов провинции Асуай и свидетельство налогоплательщика (RUC), отмечено в документе.
Члены Переходного совета по судопроизводству заявили, что не будут высказываться по данному случаю, пока не ознакомятся с докладом международных наблюдателей. При оглашении Бальтасаром Гарсон этого доклада присутствовал президент Совета, но его 15-ти минутная речь началась не с ответов или пояснений, а со ссылок на решение народа, что позволило произвести судебную реформу за 18 месяцев. Пауло Родригес пытался кого-то убедить, что избрание нового состава Национального суда способствует тому, чтобы страна вновь поверила в легальную администрацию правосудия.
Он заявил, что впервые в истории Эквадора был проведен публичный и прозрачный конкурс, чтобы назначить 21 судью, кроме того, впервые в истории индейская женщина-судья вошла в состав Национального суда страны. Мариана Иумбаи, согласно представленным ею документам, при подаче заявки на участие в конкурсе имела опыт 10 лет и 6 месяцев. Законодательство определяет, что кандидаты получают по 2 дополнительных балла за каждый дополнительный год сверх десятого года работы в судебной системе, максимум до 10 баллов. Однако, Иумбаи было начислено дополнительно 6 баллов на этом этапе, чему нет никакого обоснования, подробно описывается в докладе.
Узнав содержание документа, законодатель Андрес Паес, уже заявлявший о нарушениях при выборе судей Национального суда, который был опрошен испанским экс-судьей по представленным им доказательствам, выразил удовлетворение позицией Комиссии международных наблюдателей. По мнению иностранных экспертов, эта ситуация может поставить под сомнение законность всего процесса реструктуризации судебной системы Эквадора.