Участники XXVII встречи министров иностранных дел и представителей стран, входящих в состав Организация Американских государств (OEA) после пяти часов обсуждений и нескольких исправлений приняли итоговую декларацию, в которой воздержались от признания «угрозой» письма британского правительства, связанного с присутствием австралийского хакера Джулиана Ассанжа в эквадорском посольстве в Лондоне. Тем не менее, делегаты стран OEA выразили в эту пятницу свою солидарность с Эквадором и призвали государства континента воздержаться от применения процедуры внутреннего права, которая вступала бы в противоречие с международными обязательствами. В конце концов, родился текст, который защищает неприкосновенность любых дипломатических резиденций.
Власти Эквадора объявили на прошлой неделе о получении ими со стороны Объединенного Королевства, днем раньше того, как было предоставлено дипломатическое убежище австралийскому хакеру, письма, якобы содержащего угрозу вторжения в эквадорское посольство в Лондоне для ареста Ассанжа и его экстрадиции в Швецию, где тот должен предстать перед правосудием. Сегодня внеочередная встреча OEA, созванная по требованию этой южноамериканской страны, на которой присутствовали канцлеры и представители 34 стран, приняла резолюцию № CP/RES 1005 (1863/12). Документ составлен в довольно осторожных выражениях и почти ничем не напоминает текст, представленный делегацией Эквадора в начале дня. Эквадорское правительство настаивало на том, чтобы соседи по континенту признали письмо Министерства иностранных дел Великобритании от 15 августа этого года «угрожающим целостности дипломатической миссии и суверенитету» маленькой южноамериканской страны. Итоговая версия резолюции OEA не включила основной фрагмент, предложенный Эквадором, правительство которого искало единодушной солидарности относительно «любого акта, который мог бы нарушать принцип неприкосновенности эквадорской дипломатической резиденции в Объединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии». Изучив первоначально предложенный вариант, глава делегации Канады заявил, что это он не может поддержать, и потребовал внести изменения. Представитель США признал важность согласия между странами американского континента, однако также попросил изменить первоначальный текст резолюции.
Изменения были утверждены, несмотря на то, что эквадорский канцлер Рикардо Патиньо в своей пламенной речи осудил «грубые угрозы» со стороны Объединенного Королевства и потребовал защитить право своей страны предоставлять политическое убежище тому, кому считает нужным. В своем выступлении перед встречей канцлеров и представителей МИД стран-членов OEA, Патиньо вновь высказался по поводу письма британского правительства, в котором имелась ссылка на возможность применения закона 1987 года, позволяющего британским полицейским войти без приглашения на территорию посольства. Это грубая угроза суверенитету страны, Эквадор не принимает эту попытку вторжения и выражает самый решительный протест, вновь повторил канцлер Патиньо, добавив, что одна страна не должна относиться к другой как к колонии, эти времена уже прошли. Канцлер подчеркнул, что, хотя британское правительство не предприняло никаких шагов для проникновения в эквадорское посольство, его страна призывает осудить эту яркую демонстрацию всемогущества.
Патиньо признал, что дипломатическая миссия Эквадора в Лондоне получила вчера вечером очередное письмо МИД Объединенного Королевства, в котором подчеркивалось, что никогда не существовало какой-либо угрозы в отношении эквадорского посольства. Глава эквадорской дипломатии попытался представить этот документ как «изменение позиции» британского правительства, предложившего возобновить переговоры о ситуации Джулиана Ассанжа и обязательства Великобритании по его экстрадиции. Однако, отметил Патиньо, угроза в адрес эквадорского посольства все же имела место и она остается действительной, поскольку в новом документе не опровергнуты утверждения, содержавшиеся в письме от 15 августа. На этом продолжает настаивать правительство Эквадора, доказывающее, что налицо нарушение международного права.
Канцлер подчеркнул, кроме того, что дипломатический конфликт позволил международному сообществу обсудить сам институт политического убежища, универсальный принцип, который должен быть защищен суверенными государствами. Правительство Эквадора, уверил Патиньо, не спешило с принятием решения о предоставлении убежища Ассанжу, о котором было объявлено только 16 августа. Тем не менее, решение правительством Рафаэля Корреа было принято, но исполнение его блокируется, потому что власти Объединенного Королевства отказываются предоставить австралийцу пропуск, чтобы он мог покинуть страну, ссылаясь на то, что Великобритания не признает дипломатическое (политическое) укрытие частью международного права. В своей речи Патиньо подчеркнул, что его страна никогда не мешала шведскому правосудию, напротив, предложила, чтобы шведский прокурор допросил Ассанжа в помещении эквадорского посольства в Лондоне. Канцлер закончил свое выступление, представив свой проект решения по итогам сегодняшней встречи, в котором Эквадор просил канцлеров OEA «оказать поддержку перед лицом угрозы осуществления любого акта, который мог бы нарушить принцип неприкосновенности эквадорской дипломатической миссии в Объединенном Королевстве».
Правительство Великобритании, в свою очередь, отвергло в эту пятницу утверждения правительства Эквадора об имевших место угрозах нападения на эквадорское посольство в Лондоне, где прячется Джулиан Ассанж, и настаивает на двухстороннем диалоге как способе решения спора из-за укрытия, предоставленного южно-американской страной основателю WikiLeaks. Никогда Объединенное Королевство не выражало никаких угроз в адрес посольства Эквадора в Лондоне, заявил британский наблюдатель при Организации американских государств Филип Бартон. Он подчеркнул, что Великобритания с уважением относится к положениям Венского соглашения, и напомнил, что у глав и сотрудников любых дипломатических миссий есть, в свою очередь, обязанности уважать законы и правила принимающей страны. Бартон повторил, что у его страны есть обязательство экстрадировать Ассанжа в Швецию, где того обвиняют в совершении сексуальных преступлений. По этому поводу, шведский наблюдатель при ОЕA Карин Оглунд заявила, что ради соблюдения прав пострадавших Джулиан Ассанж должен предстать перед правосудием ее страны. Также она отметила, что, согласно шведским законом, не подлежит экстрадиции в третью страну любой гражданин, если там ему угрожает смертная казнь, имея в виду неоднократные заявления Ассанжа о его возможной отправке в США, где, как он думает, его жизнь могла бы подвергнуться риску.