Организация «Международная амнистия» (AI) объявила вчера о незаконном вторжении властей Эквадора в деятельность судебной системы, направленную на то, чтобы препятствовать аборигенам и сельским жителям опротестовывать государственную экспроприацию своих земель. Доклад, распространенный в минувший вторник в Лондоне, анализирует случай 24 сельских лидеров, ставших жертвами явно необоснованных обвинений, незаконных задержаний и драконовских условий освобождения под залог за простой протест против вольного применения законов и государственной политики в области природных ресурсов.
Документ, озаглавленный «Чтобы никто ничего не требовал: криминализация права на протест в Эквадоре» содержит заявление, что эти 24 человека противостоят, в общей сложности, 20 обвинениям в терроризме, 10 обвинениям в саботаже, 4 – в перекрытии общественных путей и 1 обвинению в совершении убийства. Все эти обвинения имеют связь с протестными акциями, проходившими в 2009 и 2010 годах. В ряде случаев, выдвигаемые обвинения были первоначально отклонены эквадорскими судами со ссылкой на необоснованность или обвиняемые были освобождены от ответственности на основании амнистии. 11 случаев до сих пор не рассмотрены.
По словам Тамари Нельсон, представительницы AI в Эквадоре, тот факт, что 24 гражданам были предъявлены сомнительные обвинения в течение всего 18 месяцев, доказывает существование беспокоящей панорамы, связанной с возможными действиями политического характера. Эти действия имеют ужасающее влияние на целые сообщества, где сейчас дважды подумают перед тем, как выражать свои легитимные возражения против правительственных мер, которые, несомненно, затрагивают их права. Вместо того, чтобы начать конструктивный диалог и обсуждать проблему с селянами соответствующим образом, ввиду того, что жизнь этих людей окажется затронутой применяемыми законами и политикой правительства, власти Эквадора прибегают к любой возможности, чтобы заставить население отказаться от мысли выражать свое несогласие, отметила Нельсон.
По данным AI, многие из этих граждан были задержаны, когда полиция разгоняла манифестантов, пока другие жили несколько лет под угрозой тюрьмы, так как приказ об аресте был подписан судьей, но не воплощен в действие. В ряде случаев суды поддерживали такие условия залога, которые вынуждали сельских лидеров изменять свой привычный ритм жизни: их обязывали каждые 7 или 15 дней являться в суд, часто расположенный достаточно далеко и запрещали выезд за границу. В качестве примера Нельсон привела случаи Марлона Санти и Дельфина Тенесака, которые в июне 2010 года были обвинены в терроризме, в результате протестной акции на встрече ALBA, проходившей в эквадорской провинции Имбабура. Единственными доказательствами против индейских активистов стала пара заблудившихся женщин, которые, как заявил один полицейских чиновников, были похищены и силой удерживались аборигенами, подчеркивается в докладе. На 42 страницах доклада содержится информация о каждом из судебных процессов, начатых против индейских и сельских руководителей.
Хотя представитель AI допустила, что эквадорское законодательство предусматривает возможность и порядок расследования любого преступления, которое могло бы быть совершено в ходе протеста, он выразил сожаление, что слишком часто индейские и сельские лидеры оказываются привлеченными к расследованиям и судебным процессам без достаточных оснований. Нельсон считает, что политикой правительства Рафаэля Корреа являются такие изменения судебной системы, которые бы исключали любые предварительные согласования с сообществами, что может ввергнуть Эквадор в общественный конфликт. Руководство AI призывает эквадорские власти гарантировать то, что законы, политика и принимаемые меры, непосредственно касающиеся будущего коренных сообществ, воплощались бы в жизнь с соблюдением конституционного требования о проведении процедуры консультаций перед принятием этих решений.