Президент парламентской Комиссии по международным связям Фернандо Бустаманте отстаивает право Эквадора на заключение торгового соглашения с Ираном, которое в настоящее время обсуждается в законодательном органе страны, невзирая на возможные санкции, грозящие в случае контактов с исламским государством. Нет причин беспокоиться, поскольку Эквадор соблюдает международные правила, заявил Бустаманте, член правящего движения Alianza País, которое возглавляет нынешний эквадорский президент, Рафаэль Корреа. Законодатель подчеркнул, что много стран, в частности, Италия, Германия, США, Япония и Китай, торгуют с Ираном, не подвергаясь никаким репрессивным санкциям.
Три парламентария, представители оппозиционных партий, обвинили на этой неделе президента Корреа в том, что он пытается уклониться от соблюдения санкций в отношении Ирана посредством договора, который еще в мае был передан в Национальную Ассамблею для одобрения. Они предупредили, что это может привести к ряду карательных мер в адрес Центрального банка Эквадора, как это уже было в 2008 году во время обсуждения соглашения с государственным банком Ирана. В частности, по мнению оппозиционеров, эквадорская финансовая организация может стать объектом блокады или даже замораживание средств на счетах в иностранных банках за границей.
Бустаманте пояснил, что существуют механизмы, которые позволят сторонам сотрудничать при посредничестве ряда банков, имеющих лицензию на подобные операции, чтобы тем самым продвигать внешнюю торговлю с Ираном. Согласно этой схеме, Центробанки Эквадора и Ирана могут открыть счета в одном из банков-посредников и проводить свои сделки через него.
Но депутат Пако Монкайо (Alianza Libertad), заявил, что эта финансовая триангуляция разработана исключительно с целью обойти те санкции, которые установлены в отношении Ирана, как наказание за продолжение попыток по созданию ядерного оружия. Законодатели также раскритиковали положения собственно торгового соглашения, позволяющего транзитный экспорт товаров обеими странами в некие третьи государства, так как, по их мнению, это приведет к тому, что Иран просто будет использовать Эквадор как платформу для продажи своей продукции, тем самым избегая международного контроля. Однако, Бустаманте настаивает, что предлагаемый механизм платежей соответствует международным нормативам, и пояснил, что Эквадор не может импортировать те товары Ирана, экспорт которых ограничен установленными санкциями, в связи с чем никакой реэкспорт запрещенных продуктов будет невозможен. Не концентрируясь на законности или незаконности подобных санкций, они действующие и являются прерогативой ООН, добавил официалист.
Среди санкций, наложенных на Иран, находится ограничение работы нескольких иранских банков, включая Центральный банк, в системе SWIFT, что делает невозможным получение или отправку международных денежных переводов непосредственно этими организациями. Кроме того, США и Евросоюз блокировали активы Центрального банка Ирана в этих странах, а Вашингтон грозит санкциями также тем иностранным организациям, которые занимались бы бизнесом в нефтяном иранском секторе. Тем не менее, вместе с президентом Венесуэлы Уго Чавесом, эквадорский лидер Рафаэль Корреа стремится поддерживать хорошие отношения с Ираном, рассчитывая на финансовую помощь богатой нефтью исламской страны. Президент Ирана Махмуд Амадинежад посетил обе страны в январе этого года.
В 2011 году Эквадор экспортировал в Иран товаров на почти USD 1,2 млн, а импорт составил USD 284 000, согласно данным Центробанка.