Президент Парагвая Фернандо Луго был отстранен от занимаемой должности верхней палатой парламента этой страны вчера, в ходе внеочередной сессии, согласно процедуре импичмента, предусмотренной Конституцией этой южноамериканской страны. Депутаты нижней палаты парагвайского парламента обвинили президента в плохом исполнении возложенных на него функций, а в минувшую пятницу в общем количестве 39 из 43 присутствовавших на заседании сенаторов признали, что глава государства виновен в предъявленных ему обвинениях, в результате чего он автоматически (согласно парагвайским законам) был отстранен от власти. Согласно Конституции этой страны, для решения вопроса об импичменте президента необходимо набрать более двух третей (30 из 45) депутатов верхней палаты парламента. Только четыре сенатора поддержали предложение об оправдании теперь уже бывшего президента Луго, подвергнув резкой критике хоть и предусмотренное в законе, но чрезмерно форсированное политическое суждение, назвав его покушением на парагвайскую демократию.
15 июня этого года, по меньшей мере, 6 полицейских и 11 мирных крестьян погибло во время столкновения, связанного с выселением граждан с земель в сельской местности на северо-востоке Парагвая, в пограничной зоне с Бразилией. 16 июня министр внутренних дел Карлос Филиссола и командующий Национальной полиции Паулино Рохас отказались от занимаемых должностей, а Конгресс постановил создать специальную комиссию для расследования этих фактов и установления виновников трагедии. 21 июня депутаты принимают решение начать процедуру политического суда (импичмента) в отношении Фернандо Луго, обвинив его в невыполнении своих обязанностей и не предотвращении роста общественной конфликтности в стране.
Бывший епископ, а ныне и бывший президент Фернандо Луго заявил в своей речи после отстранения от должности, что подчиняется решению парламента, но охарактеризовал это как серьезное и глубокое ранение, нанесенное демократии Парагвая. Тем не менее, он уходит сам, чтобы не привести к пролитию крови невинных людей и надеется, что решение парламента не породит никаких инцидентов в его стране, подчеркнул низложенный глава государства, добавив, что он перестал быть президентом, но остается парагвайским гражданином. После этого выступления он оставил президентский дворец. Несмотря на пожелание Луго, чтобы его уход не привел к столкновениям сограждан, собравшиеся на площади Армас, рядом со зданием Законодательного собрания, манифестанты, узнав об отстранении президента от должности, выразили довольно бурно свое несогласие и возмущение. Они снесли ограждения, которыми с утра была плотно оцеплена парламентская площадь, в связи с чем полиция вынуждена была применить слезоточивый газ и водометы для разгона сторонников низложенного президента.
Руководители некоторых стран латиноамериканского региона, в основном левого толка, опасаясь распространения парагвайского сценария, уже заявили о неприятии решения Конгресса Парагвая и сообщили, что не признают правительство нового президента, кем бы он ни был. Так, эквадорский канцлер Рикардо Патиньо, находящийся в Асунсьоне с делегацией UNASUR, написал на своей страничке в социальной сети, что отстранение от должности Луго – обида и стыд для южно-американской демократии. Канцлеры стран-членов Unasur предупредили, что изучат процедуру импичмента, примененную в Парагвае, и неуважение должного процесса могло бы привести к тяжелым последствиям для страны, будучи расценено как нарушение демократического порядка. Об этом заявил Генеральный секретарь Unasur, венесуэлец Али Родригес. Но председатель законодательного органа Парагвая Хорхе Овьедо Матто раскритиковал такую позицию как попытку давления, заявив, что в парламенте его страны голосуют парагвайские граждане, сенаторы, а не иностранцы, даже если они являются канцлерами стран-членов Unasur. Генеральный секретарь OEA (Организация американских государств) Хосе Мигель Инсульса призвал все страны не прерывать диалога.
Руководство страной принял на себя вице-президент Федерико Франко Гомес, 49 лет, кардиохирург по профессии. Франко дал клятву на фоне бурных аплодисментов в переполненном зале парагвайского парламента, всего через полтора часа после низложения президента Луго. Это большая ответственность и он надеется на помощь и сотрудничество каждого из собравшихся в зале, заявил Франко в своей краткой речи после принесения клятвы. Франко будет управлять страной до 15 августа 2013 года, когда в Парагвае пройдут новые президентские выборы. Он был не согласен с президентом Луго по многим из принимаемых решений, хотя был избран, равно как и глава государства, 20 апреля 2008 года, чтобы управлять страной, но Луго часто игнорировал его, пояснил Франко в минувший четверг, до того, как нижняя палата депутатов и сенаторы решили начать процедуру импичмента президента. Оба они принадлежат к одной Либерально-радикальной народной партии (PLRA).
Президент Рафаэль Корреа заявил вчера вечером, во время записи своего субботнего выступления (что становится все более привычным видом общения главы государства со своим народом, вместо прямого эфира), о незаконности отстранения от должности своего парагвайского коллеги и выказал категорический отказ признать нового лидера этой страны. Правительство Эквадора не признает никакого президента Парагвая, кроме Фернандо Луго, повторил эквадорский президент, добавив, что уже достаточно лживых переворотов было в Америке, это незаконный акт, даже если не была нарушена процедура. Корреа призвал своих коллег по Союзу южно-американских наций (Unasur) применить демократическую статью, включенную в 2010 году в устав этой региональной группы и предусматривающую отказ признания законности любого нового, не победившего в ходе легитимных выборов главы правительства, а также закрытие границ со странами, которые не соблюдают демократический порядок. По мнению президента Эквадора, отстранение его парагвайского коллеги может стать злосчастным прецедентом в регионе и вернуть времена, когда под любым поводом, любой историей, со ссылкой на соблюдение законных формальностей происходило свержение законно избранных президентов. По его мнению, то, что произошло в Парагвае – государственный экспресс-переворот, когда Конгресс начал политический суд, не имея для этого никакого основания.
Президенты не только Эквадора, но и Аргентины, Боливии, Доминиканской Республики и Венесуэлы охарактеризовали в минувшую пятницу как государственный переворот процедуру отстранения от должности Фернандо Луго и заявили, что они не признают нового главу правительства, Федерико Франко. Правительство Коста-Рики выразило сожаление в связи с низложением президента Луго, что канцлер Энрике Кастильо определил как видимо законный процесс с оттенком государственного переворота, и предложил политическое убежище бывшему главе государства и его сторонникам.
За эквадорским президентом и аргентинка Кристина Фернандес объявила, что не будет поддерживать отношений новым руководством Парагвая, а умирающий венесуэльский лидер Уго Чавес, который, несмотря на это, выдвинул свою кандидатуру на пост президента на выборы октября 2012 года, заявил, что он не признает незаконного правительства Франко. Венесуэлец добавил, что низложение Луго абсолютно неконституционно, подобно тому, что произошло в июне 2009 года с президентом Гондураса Мануэлем Селайа и очень напоминает попытку его свержения в 2001 году. Его верный креотур, боливийский президент Эво Моралес, подчеркнул, что он не признает правительство, которое не появилось бы на свет на избирательных участках, согласно воле народа. Он уверил, что за этим политическим действием видна рука неолиберальных преступников и неких сил извне и подчеркнул, что судебный политический процесс против Луго, хотя тот и сам является политиком правого толка – очередная выходка империализма и международных правых сил. Доминиканский президент, Леонель Фернандес, попросил руководство Организации американских государств (OEA) созвать немедленно встречу канцлеров стран континента для обсуждения ситуации в этой южно-американской стране. Он настаивает на принятии срочных коллективных мер со стороны международного сообщества для возвращения Фернандо Луго на пост президента Парагвая.
Канцлер Венесуэлы, Николас Мадуро, объявил вчера в парагвайской столице, что главы стран Unasur скоро соберутся для принятия официального решения относительно отстранения от должности Фернандо Луго. По его словам, в ходе поспешно организованного суда было нарушено право низложенного президента на защиту и попраны элементарные демократические права Фернандо Луго, который прибыл во власть в 2008 году сроком на пять лет.
Несмотря на шум и возню лидеров левых правительств, беспокоящихся за свое печальное будущее, ситуация в самом Парагвае остается спокойной. В своей первой речи в качестве главы правительства, Федерико Франко заявил, что переходный этап в стране проходит строго в рамках конституционного порядка и никаким образом не подвергает риску действительность и универсальные начала демократии. Франко призвал лидеров соседних стран, в особенности компаньонов по торговому блоку Mercosur, отнестись с пониманием к ситуации и не вмешиваться в решения суверенного государства. Парагвайская Конституция предусматривает возможность политического суда (импичмента) в отношении президента и он может быть отстранен от власти Сенатом (верхней палатой парламента), который действует как суд, после чего руководство государством переходит к вице-президенту до тех пор, пока не пройдут следующие президентские выборы, в этом случае - в апреле 2013 года.
В то же время, президент Колумбии Хуан Мануэль Сантос выразил сожаление в связи отстранением Фернандо Луго от руководства правительством Парагвая, но заявил, что не имел места ни государственный переворот, ни факт нарушения демократии, потому что были соблюдены законы этой страны. Колумбийский лидер сделал эти заявления в ходе совместной пресс-конференции с премьер-министром Португалии Педро Пассос Коэльо, который предпочел не высказывать никакого мнения о суверенном решении, принятом парагвайским Конгрессом. Колумбийский президент, в противовес своим коллегам по Латинской Америке, которые уже заявили о том, что не признают нового правительства Федерико Франко, уклонился от прояснения своего отношения, заявив, что отложит это до встречи лидеров стран Unasur. Президенту Луго на практике дали только два часа для его защиты в Сенате, потому что эта палата установила свой собственный регламент, что идет все же немного вразрез здравому смыслу и логике, заметил президент Сантос, добавив, что этого времени явно недостаточно.