Фабиан Янес Варгас, судья по уголовным гарантиям провинции Пичинча принял в минувший четверг ходатайство прокуратуры и дал старт официальному делу о предполагаемом лжесвидетельстве в отношении четверых бывших гражданских контролеров, проводивших изучение законности контрактов с государством старшего брата президента Фабрисио Корреа. Однако, прокурор Патрисио Наваррете, сменивший Марию Елену Байас, занимавшуюся предварительным расследованием, не потребовал предварительного ареста четверых обвиняемых, как они того опасались, но просил судью принять альтернативные средства, а именно, запрет на выезд из страны и обязательство периодически являться в суд. Это ходатайство судья удовлетворил, так что Пабло Чамберс, Херардо Портильо, Хосе Киспе и Виктор Уго Идальго должны отмечаться, начиная с 28 мая, каждые 15 дней в рабочее время в секретариате суда.
Судебное слушание проводилось в маленьком зале, куда, по настоянию Рамиро Роман, адвоката четырех обвиняемых, было допущено несколько журналистов, пока другие ожидали перед зданием суда, в присутствии усиленного наряда полиции. Заседание продолжалось немногим более часа. Основными аргументами прокуратуры при предъявлении предварительного обвинения были: окончательный доклад должен был быть представлен руководству Совета гражданского участия и общественного контроля (Cpccs), а не Государственному контролеру Карлосу Полит и не Генеральной прокуратуре. Это, по словам прокурора Наваррете, нарушает регламент специальных комиссий гражданского контроля. Кроме того, он указал на то, что вывод контролеров об осведомленности президента Рафаэль Корреа о махинациях с госзаказами своего родного брата, был основан только на статьях СМИ и заявлениях Хорхе Марун, бывшего министра транспорта и работ по благоустройству, сделанных им прессе. Тем самым, утверждает прокуратура, у четырех обвиняемых имелась корыстная цель нанести ущерб репутации президента. Преступление лжесвидетельства, вменяемое им в вину, предусматривает наказание от 1 до 3 лет, а в случае умышленного причинения вреда – от 8 до 12 лет (статьи 354 и 355 Уголовного кодекса Эквадора).
Адвокат Рамиро Роман, в свою очередь, указал, что аргументы обвинения имеют отношения к административному кодексу, но никак не к уголовному. По его мнению, прокуратура предъявила пустые обвинения, без обоснования и без уголовной составляющей, по причине отсутствия самого факта преступления, но защита согласна, что у судьи не остается другого выбора, как разрешить дальнейшее официальное расследование, которое должно быть завершено в срок до 90 дней. Адвокат заверил судью, что его подзащитные не покинут страну, где живут их семьи. Он также заявил перед журналистами, что не знает, предоставила ли одна из стран, куда обращались гражданские контролеры, политическое убежище его клиентам. Если какая-либо страна предоставит укрытие, ее руководство должно будет предпринять официальные шаги и просить эквадорские власти предоставить возможности для выезда, пояснил он.
Правительство Панамы отказало вчера в предоставлении политического убежища четыре гражданским контролерам. В официальном сообщении панамское канцлерство сослалось на отсутствие необходимых условий и документов для получения запрошенного убежища. Пабло Чамберс сообщил, что он и его товарищи намерены продолжать свои поиски и обратиться к правительствам Боливии, Венесуэлы, Никарагуа и США. По словам бывшего главы комиссии, в пятницу они побывали в посольство США, где служащие этой страны продемонстрировали свою обеспокоенность ситуацией с явным преследованием граждан, исполнявших свой долг. Президент Рафаэль Корреа храбро нападает на четырех беззащитных граждан, но не торопится вернуть государству деньги, инициируя суд над своим братом (Фабрисио Корреа), заметил Чамберс.
Виктор Уго Идальго сообщил, что ситуация, которую он переживает, крайне трудная, и он не хотел бы покидать свою страну, так как должен заботиться о 94-летней матери, должен работать, чтобы поддерживать ее. Теперь он уверен, что в Эквадоре грех – быть честным. Херардо Портильо также сообщил, что он пострадал в этой ситуации, которой никогда не мог предвидеть. Через три дня после того, как гражданские контролеры представили свой доклад, ему позвонил советник сеньора Карлоса Полит и сообщил, что Портильо не может дальше работать должности государственного инспектора, так как Генеральный государственный инспектор Полит не желает иметь проблемы с правительством.