Несколько католиков из группы Red Provida поскандалили в эту среду с защитниками прав лиц нетрадиционной сексуальной ориентации из Группы лесбиянок, бисексуалов и транссексуалов (GLBT) на ступенях Дворца юстиции Кито из-за случая двух лесбиянок, которые хотят зарегистрироваться как родители (две матери) ребенка, рожденного одной из них путем искусственного оплодотворения. Десятки людей приехали к зданию суда, чтобы поддержать двух лесбийских матерей криками и плакатами, такими, как «Невозможно ограничить любовь», «Мать + Мать = красивая семья». Гомосексуалистки и сочувствующие им распевали хором также различные лозунги, вроде «У Сати есть две матери, зарегистрируйте их уже», «Да здравствует светское и многогранное государство Эквадор» и «Судья Альтамирано, разреши лесбийскую любовь», имея в виде судью, рассматривающего это дело.
Проблема заключается в том, что, хотя действующая Конституция Эквадора признает любые (в том числе, по смыслу закона, однополые) семьи и дает свободу родителям дать своим детям имена и фамилии, какие они пожелают, эквадорское Бюро записей актов гражданского состояния разрешает родителям регистрировать новорожденных детей только с указанием фамилии мужчины и женщины (отец и мать), или как мать-одиночка. В связи с этим расхождением эквадорского законодательства, две английские гражданки, Элен Биккнель и Никола Ротон, уже пять лет постоянно проживающие в Эквадоре, при поддержке Объединения гражданской защиты (Defensoría publica) обратились в суд, требуя зарегистрировать девочку с фамилиями обеих женщин. Судебное слушание должно было состояться в среду, но судья Висенте Альтамирано, отменил заседание, будучи занят затянувшимся разбирательством другого дела, о семнадцатилетнем учащемся колледжа Эдисоне Косиос, в которого выстрелил полицейский слезоточивой бомбой.
Тем временем перед дверями суда несколько десятков людей набросились на членов группы GLBT с криками «Иметь отца и мать – естественное право ребенка», и «Вон из Эквадора, гомосексуальный империализм». Фабиан Леон, который назвал себя глубоко верующим католиком, объяснил, что он приехал к зданию суда, потому что уверен – закон и эквадорская Конституция гласят, что иметь отец и мать – единственно возможный выбор для благополучия детей и их неотъемлемое право, только так ребенок сможет вырасти цельной, развитой, разносторонней личностью. При воспитании в однополой семье, не будет разностороннего процесса формирования маленького человека, поэтому он выступает в защиту семьи и считает, что у ребенка должны быть отец и мать, заявил Леон, добавив, что он не принадлежит ни к какой организации.
Полицейские разделили обе группы, чтобы не допустить перерастания устной стычки в нечто большее, пока граждане, явившиеся поддержать лесбиянок-матерей, отвечали католикам с иронией, крича: «Я лесбиянка и эквадорка, не империалистка», «Бог есть богиня» и «Я родилась лесбиянкой по Божьей воле». Один из манифестантов-католиков позволил себе крайне оскорбительные высказывания в адрес обеих женщин, которые заставили пару покинуть это место, как только стало известно, что заседание отложено.
Тем не менее, Конституция Эквадора признает «различные типы семей» и гарантирует одинаковые права и для семей, где партнеры состоят в законном браке, и для гражданских (незарегистрированных) союзов. Именно в гражданском браке, как утверждают адвокаты истцов, проживают две англичанки, Биккнель и Ротон, уже 14 лет. Пара приняла решение завести ребенка, посредством процедуры искусственного оплодотворения донорской спермой, и на свет появилась их первая дочь, Сати Амани Биккнель Ротон, родившаяся в декабре 2011 года. Однако, закон «О регистрации актов гражданского состояния» препятствует родительницам оформить свидетельство о рождении малышки, как дочери обеих. Никола Ротон, биологическая мать девочки, настаивает, что действующая Конституция Эквадора принята в 2008 году, а гражданский норматив – в 1978 году, поэтому пара требует пересмотреть закон, поскольку главенствующее положение остается за Конституцией Республики. Биккнель заявляет, что девочки, урожденной эквадорской граждански, юридически не существует, поэтому она не имеет возможность пользоваться основными, гарантированными Конституцией службами – здравоохранением, образованием, получить удостоверение личности граждански Эквадора, не может даже выехать из страны, чтобы навестить своих бабушек, которые проживают в Англии. По мнению этой женщины, важно, чтобы девочка имела любовь и заботу обеих своих мам, чтобы она росла в любящей семье. Кроме того, это важно, чтобы она (Биккнель) была признана родительницей ребенка, чтобы позаботиться о ней на законных основаниях, если что-то случится с биологической матерью девочки.
Карла Патиньо, глава отдела по защите прав человека и природы Объединения гражданской защиты, считает, что отказ в регистрации рождения ребенка от двух родителей только на том основании, что обе они являются женщинами, является ярким примером дискриминации, так как в Эквадоре часты случаи регистрации ребенка с фамилией мужчины, который не является его биологическим родителем. Семья существует, вне зависимости, признает ее Эквадор или нет, эта девочка родилась в этой семье, она будет расти и развиваться в этой семье, и государство должно сделать все, чтобы защитить права этой девочки, эквадорской гражданки, подчеркнула адвокат. По словам Патиньо, судья должен объявить дату нового слушания этого скандального дела, которое, как ожидается, состоится в ближайшие два дня.
Параллельно с поданным в суд иском, гомосексуальная пара англичанок направила письмо министру юстиции Джоанне Песантес, в котором отрицает законность решения Бюро записей актов гражданского состояния о регистрации их дочери, назвав это дискриминационным актом и нарушением прав человека.