Девять лет прошло после того, как индейцы народности сараяку (sarayaku) подали иск против государства Эквадор в Межамериканский суд по правам человека (СIDH). Делегация служащих этой организации во главе со своим председателем, перуанцем Диего Гарсия Саиан, посетила сообщество в провинции Пастаса (юго-восток Эквадора). Сотрудники суда прибыли в Эквадор, чтобы получить новые свидетельства истцов и установить нынешнюю ситуацию вокруг этого индейского сообщества, перед тем как международная инстанция примет решение поа предполагаемым фактам нарушения прав человека. Международные судьи намерены глубоко изучить проблему и установить, выполнило ли эквадорское государство требования Межамериканской комиссии по правам человека (CIDH).
В 2003 году представители народности, состоящей из шести индейских сообществ, выдвинули иск против эквадорского государства за разрешение операций на нефтяном блоке 23 аргентинскому предприятию Генеральная топливная компания (CGC). Истцы в своей жалобе ссылались на то, что вышеуказанное разрешение было выдано без обусловленных законом Эквадора консультаций и согласия местных жителей, считающих эти территории своими исконными землями.
В 1996 году государственное нефтяное предприятие Petroecuador передало право на добычу углеводородов на месторождении Блок 23 компании CGC, которая вложила, согласно официальным данным, USD 30 млн в проведение сейсмической разведки, но работы продвинулись только на 30 %, так как в январе 2003 года аргентинские геологи вынуждены были покинуть территорию месторождения, ввиду отсутствия безопасности в результате агрессивного поведения представителей этнической группы сараяку, предупредивших, что будут защищать свои земли. В мае 2009 года руководство CGC сообщило, что представляется нереальным проведение операций на землях сараяку.
Хосе Гвалинга, верховный руководитель племени сараяку (на языке амазонских индейцев - kuraka), настаивает, что установленные Межамериканской комиссией по правам человека еще в 2003 году требования, в том числе ограничительные меры на проведение нефтедобычи в спорном районе, не были выполнены государством. В июле 2004 года Межамериканский суд вынес временный приказ о запрещении операций в спорном районе и вывезти полторы тонны взрывчатых веществ (пентолита), оставленные в амазонской сельве, но сделано ничего не было, пояснил руководитель. Представитель аборигенов указал на то, что власти Эквадора предложил три альтернативы для компенсации возможного загрязнения зоны, но ни одна из них не была принята индейскими сообществами, посчитавшими, что вред природе будет причинен необратимый. Индейский лидер подчеркнул важность исторического визита делегатов автономной правозащитной организации OEA (Организации американских государств) и заявил, что справедливое решение по иску против государства Эквадор неизбежно, после того, как с момента подачи требования прошло девять лет. Первый раз в истории CIDH проходит столь масштабный визит в индейское амазонское сообщество, добавил он.
По словам Гвалинга, нынешнее правительство Рафаэля Корреа объявило о начале открытого аукциона 21 новых нефтяных полей, расположенных на юго-востоке страны на территории провинций Пастаса, Морона Сантьяго и Орельяна. По словам индейского лидера, семь потенциальных нефтяных месторождений находятся внутри исконных земель племени сараяку в провинциях Пастаса. Согласно хронограмме правительства, в этом месяце должен был начаться аукцион, но пока этот вопрос отложен. Марко Кальвопинья, управляющий компанией Petroecuador, заявил, что это государственное нефтяное предприятие заинтересовано в производстве на блоках 28 и 87.
Беспокойство сообщества состоит в том, что под угрозой уничтожения или, по меньшей мере, серьезного загрязнения находятся более 3 млн гектаров коллективной собственности, земель высокой биологической вариативности и исконных индейских территорий. Требование племен состоит в том, чтобы первоначально была проведена предварительная консультация с получением обязательного свободного единого согласия, как это требует статья 179 Международной организации труда (OIT) и Декларация о правах коренных народов, принятая на Генеральной ассамблее ООН.
Генеральный защитник государства Диего Гарсиа пояснил, что официальная позиция государства против исковых требований народа сараяку состоит в том, что в момент подачи иска не являлись действующими ни соглашение OIT, которое включает требование предварительной консультации, ни Конституция Эквадора 1998 года, которой также была установлена обязательность консультации в индейских сообществах. Адвокат также указал, что в 2008 и 2009 годах специальный отряд полиции был направлен в спорный район, чтобы вывезли пентолит, но им пришлось отступить ввиду противодействия местного населения. Считается, что на этом месторождении возможна добыча 100 млн баррелей необработанной нефти, руководство CGC планировало извлекать до 40 000 баррелей в день, вложив USD 200 млн в планы развития.
Закончив визит в Амазонию, Межамериканский суд по правам человека проведет в главном порту Эквадора 45 чрезвычайную выездную сессию, которая начинается в этот понедельник и продлится до пятницы. Однако, в течение этой сессии судьи не будут обсуждать требования против эквадорского государства, ввиду установленного регламента, заседания будут связаны с обсуждением нарушений прав человека в Сальвадоре, Гондурасе и Гватемале.
Нынешний президент страны Рафаэль Корреа во время своего последнего субботнего выступления высказал резкую критику того обстоятельства, что неправительственные иностранные организации контролируют ход разбирательства по исковым требованиям к государству Эквадор. Корреа высказал сожаление по поводу того, что «чужеземные экологические активисты (в основном, французы) манипулируют руководителями коренных эквадорских районов, настраивая индейцев против правительства и внушая им, что они имеют право требовать получения их единодушного согласие перед началом любых работ». То есть, настаивает Корреа, речь идет о некоей «единогласной демократии». Президент Эквадора объявил о том, что эти организации, борцы против загрязнения окружающей среды, стремятся остановить развитие Республики, чего им не удается добиться в своих странах.
Он пояснил, что его правительство соглашается полностью с требованием аборигенов и признает нарушения прав человека, а также готово обсудить любую компенсацию причиненного вреда коренным народам и природе, но напомнил, что все эти нарушения имели место в период правления страной других президентов, в частности, Густаво Нобоа и Лусио Гутиерреса. Президент поддержал требование сообщества сараяку, но отметил, что демократия в Эквадоре окажется под угрозой, если чужеземные правозащитники будут добиваться обязательного предварительного согласия по любому поводу под предлогом неких экологических последствий, совершенно не принимая во внимание, что полученный от нефтедобычи или горнорудной деятельности доход способствует, прежде всего, прогрессу местных сообществ. В Эквадоре, подчеркнул Корреа, предварительная консультация с местными жителями заложена в Конституции, но она не является обязательной и последнее слово, так или иначе, остается за президентом Республики. В противном случае, считает президент, один-единственный человек сможет противостоять государственным проектам, направленным на развитие страны.