Наркотик был спрятан в ящиках банана гвинейского сорта, где было устроено двойное дно и там находились 75 кг кокаина и героин, груз направлялся в США. Эти конфискованные наркотики, представленные на этой неделе в Гуаякиле, стали четвертой с начала года подобной находкой в контейнерах, предназначенных для экспорта. В марте этого года в грузе экспортных бананов обнаружено 3,5 тонны кокаина, назначение груза: США и Европа. С января по март полицейские конфисковали более 10 тонн наркотика на национальном уровне, всего на восемь тонн меньше, за весь 2010 год (18,1 тонн), тогда как в 2011 году количество изъятого с рынка наркотика возросло до 26 тонн.
Что это, сотрудники эквадорского подразделения полиции по борьбе с оборотом наркотиков стали работать эффективнее, или доказательство того, что картели все активнее используют Эквадор на пути наркотрафика? Даниэль Понтон, который до прошлого года возглавлял Управление гражданской безопасности Кито, уверен, что второй вариант более вероятен.
В мире удается конфисковать каждый год в среднем 720 тонн кокаина. Последний доклад Организации по борьбе с оборотом наркотиков и связанных с этим преступлений при ООН (Unodc) доказывает, что Эквадор – третья страна мира по объемам конфискуемого ежегодно кокаина (9 % от общей доли наркотика), уступая только Колумбии (35 %) и США (15 %). За последние пять лет полиция Эквадора сумела захватить 179,6 тонн наркотика. 14 декабря прошлого года правительство Рафаэля Корреа представило Единый план по усилению национальной безопасности, где попыталось четко определить конкретные направления для военных и полицейских в борьбе против наркоторговли. В январе 2011 года генерал Эрнесто Гонсалес, который сейчас готовится оставить руководство Соединенной боевой группой армии, стал одним из первых военных руководителей, обративших внимание на то, что торговля наркотиками является разлагающей угрозой для этого учреждения. В минувшую среду, когда он обнародовал свой прощальный доклад о проделанной работе, он вновь настаивал на этом, но уточнял, что наркоторговля угрожает не только северной, но и южной границе страны.
В то же время, в Эквадоре существует примерно 25 гектаров посадок листа коки, тогда как в Перу – 61 200 гектаров, а в Колумбии – 57 000 гектаров (вернее, 62 000, если учитывать и мелкие посадки, согласно сентябрьскому докладу ООН). Руководство Национального управления по борьбе с оборотом наркотиков считает, что, ввиду расположения между этими двумя производящими странами, Эквадор просто не может дифференцироваться от наркотрафика, хотя здесь значительно улучшилось качество оперативных мероприятий, проводившихся за последние годы, по мнению властей этой южноамериканской страны. Правительство настаивает, что Эквадор все еще не относится к числу стран производителей наркотиков, и все же нельзя не признать, что международные наркокартели все активнее стремятся использовать Эквадор для сбора, хранения и отправки огромного количества алкалоида за рубеж, в основные потребляющие страны, США и Европу. По данным Unodc, Эквадор находится на шестом месте среди стран региона по количеству имеющихся здесь достаточно крупных лабораторий по переработке коки (13 из них было обнаружено). Первое место уверенно занимает Боливия (9 875 обнаруженных лабораторий), следом идут Колумбия (6 331) и Перу (2 466).
Согласно правительственному Плану безопасности в 2013 году, при поддержке Вооруженных сил, Эквадор будет обладать работоспособной и эффективной межведомственной системой, чтобы суметь противостоять транснациональной организованной преступности, что позволит действенно противостоять внедрению международных преступных групп. Что касается полиции, План правительства придает особое значение внедрению в будущем году новой формы борьбы с общей преступностью и насилием, являющейся результатом большей организации сообщества и введением нового понятия «Отделения полицейской бдительности сообщества» на национальном уровне. Объединение армии и полиции, по уверению властей, позволит в 2013 году усилить борьбу с такими международными преступления, как торговля наркотиками, трафик людей, оружия, незаконный оборот финансовых активов.
Однако, наземные и морские границы Эквадора все еще испытывают серьезный недостаток внутреннего контроля, что отражается на слабом контроле трафика наркотиков в стране, откуда алкалоид морским и воздушным путем отправляется по всему миру. Это способствует тому, что государство остается основной страной провоза запрещенных веществ, согласно Госдепартаменту США. Географическое расположение Эквадора и политика открытых границ были названы в 2011 году Джеем Бергманом, директором отделения DEA (Управление по борьбе с оборотом наркотиков США) по странам андского региона, как основные причины использования страны на экваторе в качестве основной платформы для экспорта наркотиков и как места встречи для переговоров перевозчиков наркотиков. До того, как бывший шеф подразделения по борьбе с наркотиками провинции Пичинча Фернандо Корреа был переведен в Гуаякиль, он сообщил в интервью журналистам, что бюджет Национального антинаркотического управления на 2012 год уменьшился на USD 300 тысяч по сравнению с теми USD 1,5 млн, которые были выделены в прошлом году. Также он сказал, что подразделение испытывает недостаток инфраструктуры, персонала, технологии и необходимого оснащения.
Прибавляется другая опасность: возрастающее внутреннее потребление наркотиков, сопровождающееся увеличением общей преступности. По утверждению официального представителя Госдепартамента, отказ руководства Эквадора подписать поправки к двухстороннему договору в 2010 году привело к потере финансирования борьбы с оборотом наркотиков в этой южноамериканской стране со стороны США. Тем не менее, США все еще надеются, что Эквадор продолжит сражение против наркоторговли, включая искоренение посадок коки, мака и уничтожение нарколабораторий. По мнению служащих американского Госдепартамента, стране необходимо увеличивать безопасность в портах, морских и воздушных, а также усилить морское патрулирование, поскольку торговцы продолжают использовать морскую территорию страны и пограничные реки для своей незаконной деятельности.
Растущая активность сетей торговцев наркотиками и возрастающее потребление базовой пасты кокаина в странах Латинской Америки станет предметом обсуждения на Межамериканской встрече на высшем уровне. Эквадор самоустранился из этой дискуссии по воле президента Рафаэля Корреа, принявшего решение не присутствовать на встрече. Что значит для страны это отсутствие? Бывший канцлер Хосе Аяла Лассо считает, что решение президента Корреа – огромная ошибка, учитывая важность и чувствительность этой темы. Впрочем, ошибка далеко не первая и, видимо, не последняя. В 2008 году позиция Эквадора, противоречащая общей политике борьбы против наркотиков, была отмечена решением не продлевать соглашение об использовании Военно-морской базы в Манте для операций воздушного контроля ВВС США, которые оставили базу в 2009 году. Эти операции были связаны с так называемым «Планом Колумбия». США продолжают вести непримиримую войну с наркоторговлей, преступлением, которое оплачивается тысячами погибших в Мексике и Центральной Америке, где перемещается 90 % кокаина, потребляемого в Соединенных Штатах. Но потребление кокаина растет почти по всей Латинской Америке и в странах Карибского региона, наркотик уже транспортируется не только к северу континента, отметил недавно Франсиско Кумсилье, представитель Межамериканского управления по борьбе с наркотиками. Согласно этой организации, половина потребителей кокаина в мире проживает в Америке, втором по уровню криминализации континенте планеты, где совершается 16 убийств на каждые 100 000 жителей, всего на одно меньше, чем в Африке, согласно исследованию ООН 2011 года.
Неожиданное предложение о частичной легализации наркотиков, сделанное в феврале президентом Гватемалы Отто Перес, вызвало противодействие, но побудило центрально-американские страны заговорить об альтернативах кровавой войне с перевозчиками наркотиков и потребовать от властей США принять на себя ответственность как самого большого потребителя кокаина в мире. Президент Колумбии Хуан Мануэль Сантос готов рассматривать вопрос о декриминализации наркоторговли, если будет существовать единое согласие, а такие видные политические фигуры, как экс-президенты Сезар Гавириа (Колумбия), Фернандо Енрике Кардосо (Бразилия), Эрнесто Седильо и Висенте Фокс (Мексика) продвигают диалог, который позволил бы сломать стереотипы.