Представители Канцлерства Эквадора утверждают, что на коробках, входивших в состав дипломатического груза, отправленного из Кито в итальянский город Милан, и содержавших жидкий кокаин, имелись печати Министерства иностранных дел Чили. Юридический советник эквадорского Канцлерства Марко Альбуха объявил в ходе пресс-конференции, что это обстоятельство выявлено в ходе административного расследования, проведенного дипломатическими службами его страны и соответствующие документы будут переданы в ближайшие дни в Генеральную прокуратуру государства, занимающуюся, в свою очередь, официальным расследованием этого скандального случая.
9 февраля канцлер Рикардо Патиньо сообщил, что итальянские власти обнаружили жидкий кокаин в кружках, отправленных частным лицом в составе дипломатического багажа Эквадора при посредничестве служащих Канцлерства. В Италии были арестованы театральный директор и постановщик Кристиан Лоор, а также эквадорские граждане Хорхе Луис Ретробан, Луис Карлос Хуртадо, Тулисо Иисус Пасо Торро и Жан Поль Флорес, проживавшие в Милане. По информации итальянских властей, изъятие наркотика произошло 11 января в международном аэропорту Милана, причиной проверки дипломатического груза стали данные предварительного расследования – иначе говоря, итальянские власти знали о наличии наркотиков в багаже Министерства иностранных дел Эквадора, поскольку за перемещениями и действиями Лоор и его подельников велось наблюдение. По данным итальянской полиции, наркотики были отправлены именно из Кито.
Альбуха подтвердил, что Лоор попросил помощь Канцлерства в транспортировке из Эквадора нескольких коробок, содержащих реквизиты и костюмы для театральной постановки, посвященной достопримечательностям Галапагосских островов, которая должна была способствовать развитию эквадорского туризма, а также предметы культурной и туристической направленности. По этой причине просьба постановщика была принята дипломатическим корпусом, и груз отправлен в составе официального багажа. Однако, после прибытия в Милан в 8 из 10 коробок был обнаружен жидкий кокаин, хотя, как уверяют канцлер Патиньо и его советники, груз перед запечатыванием и отправлением из Канцлерства была подвергнут, по меньшей мере, двум проверкам, в том числе на предмет содержания наркотиков. Альбуха объяснил, что Канцлерство наняло известное предприятие частной почтовой перевозки TNT для транспортировки дипломатического багажа, а именно, десяти коробок, на которых, при отправке из дипломатической резиденции, имелись соответствующие печати МИД Эквадора. Сотрудники почтовой службы запаковали опечатанный служащими Канцлерства груз в пять свертков, по два ящика в каждом, которые были 16:30 увезены из дипломатической резиденции и в 20:30 переданы на грузовой терминал авиакомпании LAN, которая переместила груз в Гуаякиль на следующий день (рейс в 06:30). Далее, в 08:30 12 января сотрудники TNT в Гуаякиле приняли на хранение груз, который вновь был в запечатанном виде проверен на предмет содержания наркотиков (эта информация ранее Канцлерством не сообщалась). В 15:00 того же дня дипломатический груз поместили в самолет авиакомпании Iberia, вылетевший 12 января вечером в Мадрид, достигнув этого города в 14:00 уже 13 января, есть спустя два дня после его отправки из резиденции Канцлерства в Кито. В Мадриде багаж перегрузили в другой самолет, вылетевший в Бельгию и, позже, эквадорский дипломатический груз прибыл в Милан – уже 16 января, по словам Альбуха, который также зачитал перевод некоего неофициального документа, составленного якобы Таможенной службой Италии. В этом документе обращается внимание на расхождение содержания печатей, проставленных на каждой из коробок и на пластиковых замках, помещенных сверху пластиковой упаковки, в которую были завернуты эти ящики, подчеркнул служащий. Он отметил, что на коробках стоял оттиск печати с надписью «Министерство иностранных дел Эквадора, дипломатический груз». Альбуха также добавил, что по прибытии в Милан, только восемь коробок были сгруппированы в свертках по две в каждом, а еще две коробки находились отдельно. По его словам, эти особенности побудили итальянские власти к внезапной проверке эквадорского дипломатического груза.
Альбуха заявил, что на основании данных внутреннего расследования Канцлерство потребует от руководства предприятия TNT соответствующих разъяснений. Юридический советник Канцлерства отказался отвечать на вопросы прессы и не стал уточнять детали, заявив, что не хотел бы повредить расследованию прокуратуры.
Вопиющий случай, который был окрещен эквадорской прессой как narcovalija (наркотический дипломатический груз) вызвал резкую критику оппозиционных групп, потребовавших временной отставки канцлера Патиньо, который, тем не менее, объявил, что не намерен покидать свой пост.
Сам канцлер Рикардо Патиньо, отказывающийся комментировать заявления сотрудников итальянской полиции, обращает настойчивое внимание на разницу в 400 грамм, зафиксированную в документах при транспортировке багажа предприятием TNT. Так, в документе, выданном при получении груза непосредственно в Канцлерстве, указан вес 79,5 кг, тогда как при отправлении из аэропорта Кито и при получении груза в Милане указан несколько другой вес: 79,100 кг. По мнению канцлера, эта разница не слишком существенна, но настораживает. Руководство TNT в официальном сообщении подчеркнуло, что причиной этой разницы являются неточные весы, установленные в Канцлерстве, имеющие деление по 500 грамм, тогда как на самом предприятии и в аэропорту весы учитывают каждый грамм. Патиньо настаивает также, что итальянская полиция решила вскрыть дипломатический багаж, потому что упаковка груза вызвала подозрение, ввиду расхождения печатей непосредственно на коробках и на внешней упаковке. Итальянские власти эту версию не подтвердили.
Депутат Фернандо Агирре (Патриотическое общество) потребовал от генеральной прокуратуры допросить под присягой четырех министерских служащих высокого ранга, чтобы выявить непосредственно ответственных за отправление наркотического груза. Он назвал имена бывшего советника Тимотео дель Сальто (который переведен на другую должность), советника Эдуардо Мангас Маирена, главы административного финансового комитета Иселы Санчес Виньян и заместителя министра Рафаэля Кинтеро. Дель Сальто, по словам законодателя, являлся непосредственно ответственным за отправление этого груза, поэтому именно он может пролить свет на то, от кого именно он получил 80 кустарных кружек, в которых находился наркотик. Депутат потребовал от прокуратуры также обеспечить защиту этому служащему, чтобы гарантировать его сотрудничество. Что касается остальных сотрудников Канцлерства, по мнению Агирре, они могут знать важные детали. Также он требует допросить представителей компании TNT.