С грязными руками, в порванных брюках и ботинках с оторванной подошвой, одиннадцатилетний Карлос Н. каждое утро продает сладости на одном из светофоров проспекта Амазонас, на севере Кито. Несмотря на его юный возраст, родители заставляют мальчика работать каждый день до 23:00, поэтому он не посещает школу. Если он не выходит на работу и не приносит домой денег, отец бьет его, поясняет малыш.
Реальная жизнь Карлоса далека от тех красочных благ, предоставленных правительством Гражданской революции, которые пропагандируются по государственным теле и радиоканалам, зато похожа на жизнь других 15 тысяч детей, ежедневно трудящихся в столице Эквадора, в основном уличными разносчиками. По данным Института семьи и детства (INFA), 63 % этих ребят работают более 40 часов в неделю. За этой реальностью скрыты проблемы жестокого обращения с детьми в семье, бедность и действия организованных группировок – настоящих мафиозных структур. Взрослые принуждают несовершеннолетних торговать на улицах музыкальными дисками, конфетами, цветами, играть в парках города на таких музыкальных инструментах, как гитара, флейта или гармоника, собирая скудную милостыню для прокорма себя и своих тунеядствующих родителей, зачастую прибывающих в Эквадор издалека, в том числе из бывших советских республик, в поисках лучшей жизни.
Хотя статья 136 Трудового кодекса Эквадора устанавливает, что минимальный возраст для начала работы по найму в этой южноамериканской стране составляет 15 лет, часто эквадорские малыши начинают зарабатывать себе на хлеб уже с 5 лет. Большинство этих детей (90 %) даже не живет постоянно в Кито, они приезжают или приходят сюда на заработки из других провинций. Согласно полицейским отчетам и сведениям специализированного отдела по делам детей и подростков (Dinapen), наибольшее число малолетних тружеников в эквадорской столице является уроженцами провинций Котопакси (горная часть), Чимборасо (горная часть) и Манаби (побережье).
Карлос Гомес, управляющий Центром трудоустройства подростков (CMT), отмечает, что детский труд является уродливым порождением бедности, которая царит в стране, несмотря ни на какие официальные данные. Карлос Н. - одна из жертв этой реальной жизни Эквадора, вместе со своим отцом мальчик покинул свой родной кантон Портовиехо, чтобы работать от зари до зари в столице.
По данным INFA, из анализа последних 10 лет выявлено, что работа на улице требует денежных затрат всего 5 %. Маленький торговец конфетами с побережья это подтвердил, пояснив, что количество денег, которое ему приходится потратить на покупку товара на оптовом складе незначительно, по сравнению даже с теми небольшими суммами, что он зарабатывает. Эта доходность является основным фактором для продолжающегося детского труда, считают сотрудники CMT.
Лейтенант Алехандро Ибухес, представитель пресс-службы Dinapen, добавил, что детям удается зарабатывать, как правило, от USD 12 до 68 в день и от USD 100 до 1800 в месяц, но эти деньги им не достаются – их забирают те, кто эксплуатирует детский труд. Сотрудники CMT считают принуждение у труду детей настоящим преступлением, лишающих несовершеннолетних эквадорских граждан детства и достоинства, что, несомненно, вредит их физическому и психологическому развитию.
К этому прибавляется так называемая «невидимая работа», по данным Dinapen, в таких местах, как рынки и торговые центры, прежде всего Сан Роке и Рекрео, где несовершеннолетние грузчики заполняют и носят пакеты и сумки с продуктами. Согласно статистике Dinapen, 25 % детей, зарабатывающих на жизнь на улице, выполняют тяжелую работу, например, в качестве грузчиков продовольствия и древесины.