ООН в понедельник, 5 февраля 2024 года, уведомила власти Эквадора о том, что любые попытки обуздать вооруженное насилие в стране должны соответствовать международному праву. Спустя почти месяц после того, как правительство Даниэля Нобоа объявило страну находящейся во внутреннем вооруженном конфликте, чтобы противостоять преступным группировкам, официальный представитель Генерального секретариата ООН Стефан Дюжаррик затронул эту тему во время своей ежедневной пресс-конференции в Нью-Йорке. По словам Дюжаррика, генеральный секретарь Антониу Гутерриш «очень обеспокоен угрозой, которую организованная преступность представляет для национальных институтов в Эквадоре».
Тем не менее пресс-секретарь подчеркнул, что ответные меры правительства должны соответствовать приверженности верховенству права. 9 января 2024 года президент Даниэль Нобоа повысил борьбу с организованной преступностью до категории «внутренний вооруженный конфликт» и переименовал преступные группировки, в основном занимающиеся незаконным оборотом наркотиков, в террористические группы и негосударственные воюющие субъекты. С тех пор операции по борьбе с преступностью проводятся Вооруженными силами и полицией, что, по данным правительства, позволило значительно снизить долю насильственных смертей.
Чрезвычайное положение, объявленное Нобоа, было введено после волны нападений и насилия, приписываемых этим бандам, в том числе захвата телеканала вооруженной группой и одновременных беспорядков, по меньшей мере, в семи тюрьмах, в результате чего около 90 заключенных сбежало и было взято около 200 заложников, которых позднее удалось освободить. Этот кризис разразился в тот момент, когда правительство готовилось приступить к реализации своего плана по восстановлению контроля над тюрьмами, во многих из которых доминируют преступные группировки, которые с 2020 года устроили серию массовых убийств в тюрьмах, в ходе которых было убито более 450 заключенных.