Дебаты по декриминализации эвтаназии в Эквадоре официально начались вечером 20 ноября 2023 года. Конституционный суд получил аргументы за и против просьбы Паолы Рольдан, гражданки и жительницы Эквадора, которая хочет выбрать день своей смерти. Она страдает боковым амиотрофическим склерозом (БАС) – редким неизлечимым заболеванием, которое разрушает нервные клетки, контролирующие мышцы, выполняющие произвольные движения. Во время слушания Ролдан обратилась по видеосвязи к девяти судьям Конституционного суда, повторив свою просьбу о желании умереть достойно.
42-летняя женщина напомнила, что страдает БАС с 2020 года. За это время, по ее словам, она много раз сталкивалась со смертью. В один день она едва не перестала дышать и не смогла позвать на помощь. В своем 10-минутном выступлении женщина заверила, что эта болезнь причинила ей физические и эмоциональные страдания, болезненные, одинокие и жестокие. «Это унизительно и больно просить об этом. Я хотела бы уйти с достоинством, хочу отдохнуть достойно и спокойно», - заявила она перед судьями. Ее адвокаты настаивали на том, чтобы Суд признал неконституционной статью 144 Общего уголовного кодекса. В этом параграфе отмечается, что «лицо, убившее другого, наказывается лишением свободы на срок от 10 до 13 лет».
Таким образом, согласно этой норме, эвтаназия будет считаться убийством. Фарит Саймон, адвокат Рольдана, утверждает, что призыв узаконить эвтаназию соответствует Конституции Эквадора, которая устанавливает право на жизнь, но не обязательство жить. Он также сказал, что легализация эвтаназии не означает, что все люди могут получить доступ к этому варианту, поскольку для этого должны быть выполнены сразу три требования: свободное и добровольное заявление лица, которое хочет, чтобы ему была проведена эвтаназия. Третьи лица не могут принимать решения. Желающий умереть должен испытывать сильную боль и эмоциональные страдания из-за тяжелой и неизлечимой болезни или травмы.
Кроме того, Саймон отметил, что существует нарушение прав, когда человека заставляют жить, испытывая сильную боль из-за неизлечимой болезни. На слушании, которое длилось почти три часа, также выступил Карлос Рейес, психолог, который обследовал Рольдан, прежде чем она приняла решение подать прошение о декриминализации эвтаназии. Психолог подтвердил, что женщина не страдает депрессией или каким-либо психологическим расстройством. Франсиско Рольдан, отец Паолы, также участвовал в слушаниях. Он выразил свою поддержку просьбе дочери, потому что она слишком много страдала от этой болезни. Всего было опрошено 16 человек и 12 поддержали декриминализацию эвтаназии, а четверо были против этого призыва. Теперь выступающий судья Энрике Эррерия должен будет представить проект приговора для утверждения или отклонения пленарным заседанием Конституционного суда.