Насилие в Эквадоре: жители страны ждут от властей большей жесткости для наведения порядка

БорьбаУбийства, тюремные бунты и террор на улицах потрясают маленькую страну, охваченную насилием со стороны организованной преступности. Эквадор охвачен кризисом в области безопасности, который усилился в преддверии предстоящих 20 августа президентских и парламентских выборов. В то время как вооруженное насилие вспыхивает в ходе избирательной кампании, безопасность стала центральной темой политических дебатов. «Эквадор – страна с самым высоким уровнем убийств в Латинской Америке», - считает Карла Альварес, исследователь и преподаватель, специализирующаяся на вопросах безопасности.

В разгар тревожного кровопролития эквадорцы устали считать погибших. Уровень убийств на 100 000 жителей вырос более чем на 300% за последние семь лет, и население живет в неуверенности в том, что может уготовить им судьба, когда они переступят порог своего собственного дома. Одним из последних насильственных событий, оказавших большое влияние на страну, стало убийство мэра портового города Манта Агустина Интриаго, из засады – преступники выжидали и ранили его на улице. К этому акту политического насилия добавляются сотни неизвестных жертв, погибших с тех пор, как Эквадор стал ключевым пунктом на пути кокаина из Южной Америки в другие страны.

Правительство Эквадора объявило на этой неделе чрезвычайное положение во всех тюрьмах страны после серии серьезных беспорядков, которые начались в Прибрежной тюрьме и унесли жизни, по меньшей мере, 31 человека. «Правоохранительные органы берут под свой контроль центры содержания под стражей», - заверил министр внутренних дел Хуан Сапата. Но так ли это?

С 2020 года в результате массовых убийств в тюрьмах погибли сотни человек. Эквадор не был в центре внимания как крупный оперативный центр организованной преступности, но всплеск насилия в тюрьмах и на улицах вновь привлек внимание к стране, когда до выборов остается  всего несколько недель. Когда началась эта волна насилия? Если можно назвать дату, можно вспомнить о феврале 2018 года, когда произошло нападение на полицейский участок на северной границе. В следующем месяце несколько журналистов, расследовавших теракт, были похищены и в конечном итоге убиты колумбийскими партизанами. Эта атака произошла через несколько месяцев после вступления в должность президента Ленина Морено, который объявил о повороте страны слева направо, чтобы сбалансировать государственные финансы за счет сокращения госаппарата.

Затем он демонтировал все институциональные средства безопасности. Исчезло Министерство юстиции, которому было поручено управлять тюрьмами. Министерство по борьбе с наркотиками также исчезло, и все задачи по этому вопросу остались в руках полиции. Институциональный подход к обеспечению безопасности отменен, поскольку он был дорогостоящим, а нападение на полицейский участок свидетельствует об отсутствии у государства возможностей для реагирования. И эта политика поддерживалась и радикализировалась правительством Гильермо Лассо.

Итак, за ростом насилия стоит сокращение государственных расходов. Но ведь и раньше в стране было насилие. Не то, чтобы Эквадор был островом мира, но за несколько лет он превратился в настоящий ад, потому что система безопасности лишилась ее финансирования. Последняя резня началась в Прибрежной тюрьме – самом опасном пенитенциарном учреждении страны. Насколько возросла преступность? С 5,8 убийств на 100 000 населения в 2017 году до 14 в 2021 году. Проблема в том, что после прихода к власти Гильермо Лассо этот показатель вырос намного больше: с 14 смертей до 25 на 100 000 населения. То есть в период с 2017 по 2022 год количество убийств увеличилось более чем на 300%. Еще одна важная вещь заключается в том, что 80% убийств совершаются с применением огнестрельного оружия. А в апреле этого года был издан указ, разрешающий гражданскому сообществу почти свободно носить оружие.

Правительство Лассо утверждает, что выделило ресурсы на борьбу с преступностью. Но из всех денег, выделенных нынешнему правительству на инвестиции в безопасность, оно потратило лишь 8% от общей суммы. Это неэффективное управление ресурсами, это нищенское управление. Почему не были инвестированы остальные 92%, которые уже были выделены? В безопасность не вкладываются средства, в то время как у полиции недостаточно оборудования, у нее нет патрульных машин, нет бронежилетов, недостаточно боеприпасов. У вооруженных сил также нет необходимого оборудования. Тюрьмы разрушены.

Правосудие тоже не работает. Стало очень выгодно совершить преступление, потому что не следует наказание, преступление не подлежит судебному преследованию. До судебного разбирательства в Эквадоре не доходит 75% дел. Страна похожа на ничейную землю, потому что в ней нет справедливости. Кроме того, бесчисленное количество скандалов, показывающих уровень разложения полиции и Вооруженных сил. Даже посол США дошел до того, что осудил существование «нарко-генералов». А правительство Лассо ничего не сделало для разрешения кризиса в области безопасности, но заявляет, что увеличилось количество изъятий кокаина, вдвое увеличилось количество охранников в тюрьмах, увеличилось количество полицейских и военных на улицах. Также введено очередное чрезвычайное положение. В период с сентября 2021 года по июль 2023 года в Эквадоре около 17 раз объявлялось чрезвычайное положение, но ни один из них не привел к снижению уровня насилия, как раз наоборот. После каждого введения чрезвычайного положения наблюдается всплеск насилия.

В Эквадоре наблюдается экспоненциальный рост насилия. Насильственными являются многие страны Латинской Америки – Гаити, Колумбия, Венесуэла, Мексика. Но серьезной проблемой Эквадора является рост насилия за короткий период времени. Это то, что шокирует. Эквадор переживает процесс деинституционализации государства и плохого управления правительством в вопросах безопасности.

Что особенного в происходящем в Эквадоре, что отличает его, например, от насилия со стороны организованной преступности в Мексике? В Мексике очаги насилия сосредоточены в определенных районах. В Колумбии, где партизанская война имеет самую долгую историю, на сегодняшний день в стране наблюдается снижение уровня насилия. Пока нельзя сказать о мирной Колумбии, но насилие уменьшилось. В Эквадоре же происходит разрушение институциональной структуры, что позволило показателям насилия вырасти до уровня, конкурирующего с показателями Венесуэлы. Можно сказать, что Эквадор - это наркотическое государство, управляемое организованной преступностью из тюрем.

В тюрьмах по всей стране бунты, массовые убийства. Есть районы страны, где царит криминальное управление. Именно организованные преступные группировки там наводят порядок. Правят преступные группировки. И дело в том, что эти банды нападают на местные органы власти, потому что именно местные органы власти, мэры, советники могут изменить правила игры на территориях. Мэры могут контролировать дороги, порты. Поэтому, если есть больший территориальный контроль, банды атакуют. И они атакуют в государстве, которое неспособно обеспечить защиту местных политиков. То есть страна подошла к тому моменту, когда преступность имеет равную или большую власть, чем само правительство. И без твердых, решительных и даже жестких действий эту ситуацию не переломить.

Насилие в Эквадоре: жители страны ждут от властей большей жесткости для наведения порядка

 

© 2009-2024 Эквадор сегодня™ | Ribbek news agency | Ecuador-Quito