Насилие и прискорбные факты кровопролития, зафиксированные в регионе Эсмеральдас и на побережье Эквадора, стали причиной, побудивших агентство «Vice World News» предупредить, что мексиканские наркокартели устанавливают свои правила в Эквадоре и захватывают контроль над маленькой южноамериканской страной. Война за контроль над транспортировкой кокаина, который нелегально вывозится из Эквадора, является причиной того, что картели «Синалоа» и «Халиско Нуева Генерасион» переносят на побережье страны свой ожесточенный территориальный спор.
Уровень убийств в стране увеличился на 245% в период с 2020 по 2022 годы, до 26,6 на 100 тысяч населения в 2022 году, что сопоставимо с ситуацией в городе Медельин во время периода террора наркоторговца Пабло Эскобар. Журналистам удалось заручиться показаниями некоторых членов банд наркоторговцев, которые указали, что в настоящее время эти группы активно вербуют несовершеннолетних, поскольку, благодаря эквадорской правовой системе, в случае задержания те не окажутся за решеткой. В последние годы Эквадор превратился из страны транзита запрещенных веществ в супермагистраль из-за своего географического положения между двумя крупнейшими производителями кокаина в мире, Колумбией и Перу.
Для генерал-майора и начальника национальной полиции по борьбе с наркотиками Пабло Рамиреса, Эквадор «маленькая страна против крупных мафий, обладающих огромными финансовыми ресурсами». Он повторил свое предупреждение об государственных недостатках: «У нас есть институциональные недостатки, которые позволяют этим преступным организациям использовать наше расположение между двумя наркопроизводящими странами», при этом подсчитав, что 45% кокаина, производимого в Колумбии, в настоящее время проходит через Эквадор.
Дерек Мальц, бывший глава Отдела специальных операций Управления по борьбе с наркотиками, со своей стороны, заявил, что «мексиканские картели действуют как элитные предприниматели, оценивая прибыль в сравнении с риском». В настоящее время, по его словам, для них имеет больше смысла отправлять кокаин в Европу, потому что это более выгодно и менее рискованно, чем отправлять его в США.