В период с 2015 по 2022 год национальная полиция провела в Эквадоре, в общей сложности, 37 оперативных рейдов по делам об отмывании денег. С тех пор было начато 750 расследований, которые все еще находятся на стадии предварительного расследования. В отчете, опубликованном в августе 2022 года, национальная полиция предупреждает, что к недостаточной оперативности следственных процессов добавляется нехватка людских и технологических ресурсов. «Риск отмывания денег является средне-высоким», - отмечается в отчете.
Подразделение по борьбе с организованной преступностью (UIAD) также не имеет ежегодного прогноза специальных расходов, поскольку статьи запрашиваются в соответствии с потребностями дела. Аналогичным образом, «следует отметить, что на сегодняшний день UIAD получил USD 17 000, запрошенных по 15 делам», - уточняется в отчете. Сложность борьбы с отмыванием денег находит также отражение в низком уровне конфискации наличных денег. С 2020 года было изъято только USD 1 710 759. По арестованному имуществу позиции выше и составляют USD 9 291 787, в то же время банковские конфискации составили в общей сложности USD 7 644 902.
Основными спутниками преступлений, связанных с отмыванием денег, являются незаконный оборот наркотиков, коррупция, уклонение от уплаты налогов, контрабанда и угон транспортных средств. Что касается незаконного оборота наркотиков, то, согласно отчету, он является одной из основных угроз и наиболее широко распространен, учитывая географическое положение страны, которая граничит с Перу и Колумбией, странами, входящими в число крупнейших производителей кокаина в мире. Прибрежная зона Эквадора, кроме того, является одним из крупнейших секторов транспортировки наркотиков благодаря использованию воздушных и морских путей. Распространение этого преступления в стране способствовало появлению национальных и международных преступных организаций.
Национальное управление по борьбе с наркотиками сообщило, что наркотик перемещается в Эквадоре по трем основным маршрутам. Первый – Тихоокеанский маршрут, через северную границу, через провинции Эсмеральдас и Карчи к побережьям провинций Манаби, Гуаяс и Санта Елена. В этих провинциях были выявлены подпольные каналы, по которым наркотики отправлялись в Северную и Центральную Америку. Маршрут к Европе: на тяжелогрузных больших судах, перевозящих различные экспортные товары. И, наконец, Амазонский маршрут: в провинцию Сукумбиос из Колумбии наркотики ввозятся в страну, а затем переправляются в Бразилию и другие страны Латинской Америки.
С другой стороны, нехватка ресурсов для борьбы с отмыванием денег также влияет на безнаказанное распространение коррупции, связанной с политической сферой, которая использовалась как средство для неоправданного частного обогащения. Коррупционная сеть расширяется и диверсифицируется различными способами, о чем свидетельствуют крупные скандалы, от которых пострадала страна, в основном в стратегических секторах.
В дополнение к этому, в отчете отмечается рост числа фиктивных компаний, созданных в Эквадоре за последние 5 лет юридическими или физическими лицами, уклоняющимися от уплаты налогов. Согласно отчету ЭКЛАК за декабрь 2020 года, уклонение от уплаты налогов в стране достигает 7,7% ВВП, то есть около USD 7 млрд, которые ежегодно не поступают в государственную казну.
Борьба с отмыванием денег напрямую влияет на безопасность страны. Автомобили со взрывчаткой, задержанные с гранатами и письма у ног убитых со следами пыток – все это признаки объявления войны наркоторговлей эквадорскому государству. Эмилио Самбрано, социолог и эксперт по гражданской безопасности, отметил, что если Эквадор не инвестирует в комплексный план безопасности, предусматривающий отмывание денег, организованная преступность будет продолжать расти, что уже отражается в тюрьмах и на улицах страны.